Васильева Д.Е. Литературная муза кобяйской земли

Д.Е. Васильева д-р.филологических наук.

За  период  существования  якутской  литературы  нашими  писателями  созданы  значительные  художественные  произведения,  отражающие  разные  этапы  жизни  якутского  и  других  народов  Севера. Эти  произведения  стали  неотъемлемой  частью  духовной  жизни  общества,  отразив  изменения  в  его  социально-экономическом,  политическом  и  культурном  развитии.

Тимофей  Сметанин– блистательный  талант  якутской  литературы.  Он  прожил  очень  короткую  жизнь.  От  роду  ему  было  отпущено  всего  лишь  двадцать  восемь  лет.

Он  родился  25  ноября  1919 г.  в  Средне-Вилюйском  улусе – ныне Кобяйском улусе в  семье  бедных  крестьян.  Благодаря  Советской  власти  в  1929  году  он  поступил  в  неполную  среднюю  школу  в  с. Кобяйцы.  От  своих  сверстников  Тимофей  Сметанин  отличался  особой  любовью  к  литературе  и  живописи.  Его  литературные  способности  выявились  еще  в  школьные  годы.  Так  первое  произведение  Т.Сметанина – это  небольшое  поэтическое  стихотворение  под  названием  «Былатыан  суолунан  бардарбыан!».  Оно  было  опубликовано  на  странице  газеты  «Колхоз  сирдьитэ»  Намского  улуса  и  имело  для  юного  стихотворца  программное  значение. Действительно,  начинающий  корреспондент  газеты  Тимофей  Сметанин  мечтал  неукоснительно  следовать  по  пути  пламенного  поэта,  прозаика  и  драматурга  П.А. Ойунского.

После  этого  стихотворения  он  регулярно  печатался  на  страницах  республиканских  и  районных  газет.  В 1939  году  в  газете  «Эдэр  коммунист»  вышла  рецензия  семиклассника  Тимофея  Сметанина  на книгу  поэта  Чагылгана «Нюргусун».  Статья  привлекла  внимание  читающей  публики  и  даже  самого  поэта  Чагылгана…  Автор  статьи  четко  изложил  свою  точку  зрения  о  прочитанной  книге  и  попутно  изложил  свои  рассуждения  о  развитии  якутской  детской  литературы.

Вскоре  Т.Сметанин  сам  начал  писать  стихи  и  рассказы  для  детей  и  юношества.  Эти  произведения  отмечались  остротой  сюжета,  красочностью  и  гибкостью  языка,  образностью  изложения  фактов  и  событий.

В  1940  году  он  окончил  Якутский  техникум  потребкооперации, стал  работать  инструктором-бухгалтером  в  Кобяйском  районе  и  продолжал  писать  стихи  и  рассказы.

Когда  началась  Великая Отечественная  война  его  призвали  в  армию  с  августа  1942  года.  Он принимал  участие  в  легендарном  сражении   на  Орловско-Курской  дуге. Молодой  поэт  был  связистом  184-го  минометного  полка.  Здесь  ему  понадобились  меткость  глаз,  ловкость  рук, сноровка  и смелость  охотника-следопыта.  В  короткие  передышки  между  боями  солдат  из  Якутии  писал  стихи,  в  которых  зримо  предстают  тяжелые  фронтовые  будни: «Освобожденная  деревня» (1943), «Черные волосы  с  кровью» (1943), «Русский  якут» (1943),  «Сражайся  за  Победу» (1942), «За  Родину!» (1942), «Признание» (1943)  и  другие.  Эти  произведения  молодого  поэта  опубликовались  на  страницах  республиканских  газет  наряду  с  произведениями  Семена  и  Софрона  Даниловых,  Леонида  Попова,  Петра  Тобурокова,  Чагылгана,  Дьуон  Дьа²алы  и  другие,  которые  призывали  весь советский  народ  отстоять  честь  и  свободу  любимой  Родины.

Т.Сметанин  на  войне  был  не  только  связистом.  Он  очень  хорошо  рисовал,  поэтому  командиры  частенько  его  отправляли  на  разведку.  Об  этом  писатель  Дмитрий  Таас  в  1994  году  на  страницах  газеты «Кыым»  написал  такие  сведения: «Кини (Т.Сметанин)  дьи²инэн  связист  этэ,  ол  гынан  баран,  кинини  сатаан  уру´уйдуурунан,  разведка±а  сылдьан  инники  линия  былаанын  уру´уйдаан  устарга  анаабыттара.  Кини  ³ст³³х  тыылыгар  сылдьан  стереотруба  к³м³тµнэн  ити  µлэтин  сити´иилээхтик  толорбута».

По  состоянию  здоровья  Т.Сметанин  с  фронта  вернулся  домой  в  1944  году.  В  этом  же  году  он  поступил  в  Якутский  педагогический  институт,  на  исторический  факультет.  Однако  в  1945  году  по  семейным  обстоятельствам перевелся  на  заочное  отделение  и  стал  работать  литсотрудником  районной  газеты  в  Покровске.  В  этом  году  вышла  в  печати  его  сборник  стихов  «Сердце  солдата» (1945). Здесь  поэт  раскрыл  образ  советского  солдата-освободителя,  чья  стойкость  духа,  сила  воли  и  целеустремленность  способствовали разгрому  ненавистного  врага  и  освобождению  народов  Европы  от  фашистского  ига.

А  в  1947  году  в  печати  выходит  его  повесть  «Егор  Чярин».  Как  и  в  его  стихотворных  произведениях  картины  суровой  фронтовой  жизни,  полных  лишений  и  невзгод,  предстоит  перед  глазами  читателя.  В  образе  воина-якута,  снайпера  Егора  Чярина,  веселого  Бэрина  писатель  раскрыл  образ  защитника  Родины,  чья  выносливость  и  сноровка,  закалка  и  стойкость  духа  вызывали  истинное  восхищение  окружающих  и  вселяли  в  солдатах  уверенность  в  победе  над  проклятым  врагом.  Многие  исследователи  отмечают, что  повесть  Т.Сметанина  «Егор  Чярин»  во  по  своему  боевому  духу  и  оптимистическому  настрою  напоминает  поэму  А.Твардовского  «Василий  Теркин».

Для Тимофея Сметанина в послевоенные годы были годами вдохновенного творческого труда. В 1945 году он для детей опубликовал сказку "Жаворонок", потом выпустил вышеназванную книгу стихов военных лет, написанных в сырых землянках, в боевых буднях под названием "Сердце солдата".

В  эти  годы  Т.Сметанин  опубликовал  сказку  для  детей «Олонхо  Кота» (Куоска  олонхото),  которая  крепко  полюбилась  юным  читателям.  Далее  молодой  Тимофей Сметанин  на  основе  якутских  народных  сказок  написал  лирическую  драму «Лоокуут  и  Нюргусун»,  воспевающую сильную,  светлую  любовь,  утверждающую  идею  торжества  добра  над  злом, жизни  над  смертью.  Эти  последние  два  произведения  снискали  всеобщую  любовь  читателей  и  зрителей.  Они  несомненно  вошли  в  золотой  фонд  якутской  литературы.

После  смерти  писателя  в  Якутске  в  1961 г.  была  опубликована  книга  «Рассказы  Охотника  Мэхээлэчээна» написанная  в  соавторстве  с  Я.Стручковым.  Она  была  адресована  детям  младшего  и  среднего  школьного возраста.  И  эта  книга  полюбилось  нашей  детворе.  Поэтому  некоторые  исследователи  Т.Сметанина  считают  детским  писателем.

К  80-летию  писателя-воина  Т.Е. Сметанина  всесторонне  талантливого  человека  были  изданы  его  избранные  произведения  в  двух  томах.  Включенные  в  них  произведения  излучают  свет  и  тепло,  и  жизнерадостный  оптимизм.

Эвенский поэт и прозаик Платон Афанасьевич Степанов – Ламутский родился 13 ноября 1920 г. в Эвено - Бытантайском улусе. В 1937 году он окончил Якутское педагогическое училище. Потом молодой учитель был направлен на работу в Север.

Еще с ранней юности он самозабвенно увлекался устным народным творчеством эвенов. Сам пробовал сочинять поэтические и прозаические произведения. Его первые стихи печатались с 1939 года. Вскоре произведения молодого учителя Платона Ламутского опубликовались на страницах периодической печати Якутии и соседних областей в переводе на русский и якутский языки. Лучшие из них в переводе на русский язык вышли в печати в центральных изданиях.

Учащиеся эвенских начальных школ на уроках языка и литературы стали читать произведения своего любимого учителя Платона Афанасьевича. Будучи мастером родного языка  Платон Ламутский прививал своим ученикам любовь к эвенскому языку и учил их премудростям этого древнего языка. Вообще, П.Ламутский, по воспоминаниям своих коллег и учеников, был прекрасным педагогам. Он часто занимался с детьми во внеурочное время, развивал их индивидуальные способности, организовал литературные и драматические кружки, а также вел кружки рисования и.т.д.

Эвенский поэт В. Кейметинов – Баргачан о своем старшем брате по перу и учителе так тепло вспоминает, называя его как Платон аки: «Платон Афанасьевич Степанов чахчы норуотун тілкітµнэн тілкілінін олорон ааспыт киґи буолар. Тыллыын-істµµн, ійдµµн-санаалыын,  онноо±ор  кµлµµтэ-оонньуута дьиІнээх  эбээн бу  сылдьар дэтэр этэ.

- Былатыаны кытта кэпсэппит киґи аччык сылдьан эмискэ сибиэґэй,  сµмэґиннээх  эти  хабыалыы  тµспµт  курдук  санааччы  уонна  астынааччы – диэн  кырдьа±астар  саІарсалларын ійдµµбµн».

Тонкий знаток родного языка и литературы Платон Ламутский создавал прекрасные, национально  колоритные стихи, которые становились песнями и широко разлетались по необъятным просторам Севера. Стихи Платона Ламутского отдельной книгой семь раз были опубликованы издательствами Якутска и Магадана. Лучшие из них были напечатаны в Ленинграде в  Учпедгизе.

На якутском языке были напечатаны несколько сборников стихов Платона Ламутского: «Хомурах устун» (1970), «hээдьэ дьиэрэйэр» (1975) и «Күнү батыстым» (1984) и.т.д.

Писатель Платон Ламутский для детей также опубликовал «Эвенские сказки» и сборник рассказов. В произведениях, включенных в эти сборники, поэт воспевал красоты прекрасной северной реки Индигирки, создавал образы самоотверженных тружеников тундры, поэтично и трогательно рассказывал о животном и растительном мире родного Севера. Педагог и писатель Платон Ламутский своими произведениями учил детей ценить дружбу народов, высокие человеческие качества, особенно доброту и трудолюбие.

Платон Ламутский известен еще своей поэмой «Мой дед, трижды рожденный», в котором поэт философски размышляет о судьбе родного народа, о смысле жизни и любви.

Платон Ламутский был автором крупных прозаических произведений «Рассказы родителей» и «Дух земли».

В книге «Рассказы родителей» Платон Ламутский с реалистической силой описывает жизнь родного народа с широким охватом его суровой действительности и с глубокими раскрытием его национального характера. Книга вышла в Якутске в 1965 году. Потом П.Ламутский создал первый эвенский роман «Дух земли» (1987). В нем писатель на примере жизни оленеводов-охотников – семьи Маркани отражает быт и жизнь эвенов, увлекательно и красочно показывает их обычаи и обряды и отличительные национальные черты характера эвенов. Писатель исследуя историю своего народа, раскрывает и изменение его самосознания. Раньше эвены полностью были зависимы от природы, сейчас себя осознают хозяином своей  земли и своей судьбы.

Платон Ламутский был продолжателем добрых традиций зачинателя эвенской литературы Н.Тарабукина и прекрасного поэта Василия Лебедева.

Платон Афанасьевич Степанов – Ламутский внес значительный вклад в развитие родной эвенской литературы. Его дела и творческие замыслы продолжают талантливые эвенские писатели А.Кривошапкин, В.Кейметинов – Баргачан, Д.Едукин, В.Белолюбская – Аркук и другие.

 

Есть  люди,  которые  не  являются  членами  Союза  писателей,  но  зову  сердца и по  призванию  народ  их  называет  истинными  поэтами. К числу  таких  людей  можно  отнести  старейшего  учителя,  отличника  народного  образования,  бывшего  узника  ГУЛАГа  Ивана Романовича Петрова.  Он  родился  в  селе  Кобяйцы  Кобяйского  улуса. В 1945-1947  году  он  учился  в  Учительском  институте,  потом  получив  диплом  учителя  якутского  языка  и  литературы,  самозабвенно  трудился  преподавателем  в  школах  родного  улуса.  В  послевоенные  годы население  улуса  было  почти  неграмотным.  Молодой  энергичный  учитель Иван  Романович  всюду  пропагандировал  знания,  рассказывал  достижения  родной  якутской  литературы  и  себя  называл «просветителем» (сырдатааччы).  В  те  грозные  годы  такое  высказывание  молодого  учителя  не  понравилось  некоторым  его  коллегам  и  землякам.  Вскоре  на  него  было  заведено  дело,  политического  характера: « Дьиннээх  сырдатааччы  Кун  Сталин,  учуутал  И.Петров  буолбатах».

В 1949 году, падающего большие надежды молодого литератора, Ивана Романова осудили по 58 статье УК РСФСР и отправили на десять лет в местах сталинского ГУЛАГа.

Такое жестокое обвинение ни в чем невиновного  человека перевернуло судьбу молодой  семьи Петровых. Вскоре после ареста любимого мужа жена совсем слегла, и навсегда покинула своих троих маленьких детей.  За матерью и младшая дочь ушла, т.к. семьи «врагов народа» не получали никакой медицинской помощи. Вернулся Иван Романович только в 1955 году, после тяжелых каторжных работ, обид и унижений. Об этом поэт сам писал так:

Ытаан – соноон,

Ыллаан – туойан,

Тиийэн кэллим

Кэбээйибэр.

Приехав на Родину  из родных почти никого не застал. Братья Андрей и Егор  погибли в результате несчастного случая, жена с младшей дочерью давно покоилась в деревенском кладбище. Остались только двое детей, которых воспитывали его ближайшие родственники. Иван Романович был лирическим поэтом. Всю свою горькую участь судьбы он излагал в своих стихах. Он посвящал несколько стихотворений своей покойной жене, отличающихся глубокой нежностью и драматизмом. Однако поэт не замыкался в своих  одноличностных мыслях.  Он проникновенно воспевал красоты родного края, его прелестный растительный и животный мир в таких произведениях как «Лунха», «Стерхи» и т.д.

В 1966 году он опубликовал свой сборник стихов «Стерхи» («Кыталыктар»). Кроме поэтических произведений  Иван Романович пробовал свое перо в мемуарном жанре. К 50-летию замечательного поэта, прозаика и драматурга Т.Сметанина он опубликовал большую статью о творческом пути писателя.

Иван Петров был хорошо знаком с народным поэтом С.Р.Кулачиковым -  Элляем, зная поэтов своего поколения – П.Туласынова, Даадара, Г.Поскачина и др. О них с светлой грустью рассказывал своему ученику и коллеге по перу В.И.Иванову.

Несмотря ни на какие невзгоды и неведения И.Петров до конца своих дней писал стихи, писал трогательно и искренне. Поэтому сейчас Иван Петров жив своими песнями – «Кэбээйи», «Ньидьили», «Айыыда» и т.д. Земляки помнят его как трогательного поэта и мужественного человека.

 В  развитии  якутской  литературы  немаловажную  роль  сыграли  и  писатели  из  Кобяйского  улуса.  Это  прежде  всего  народные  писатели  Якутии – Н.А.Лугинов  и  А.В.Кривошапкин.

Ныне  широкоизвестный  своим  выдающимся  произведением «По  велению  Чингисхана»  народный  писатель  Якутии Николай Алексеевич Лугинов  родился  14  августа  1948г.  в  Кобяйском  улусе.  После  успешного  окончания  средней  школы  он  поступил  в  физико-математический  факультет  ЯГУ.  Получив  диплом  учителя,  он  преподавал  математику  в  сельских  школах.  Однако  в  эти  годы  проявились  незаурядные  литературные  способности  у  молодого  учителя.  В 1974  году  на  страницах  журнала «Хотугу  сулус»  Н.Лугинов  дебютировал  своими  небольшими  новеллами,  которые  привлекли  большое  внимание  читателей.  Их  приметил  сам  народный  писатель  Якутии  Софрон  Петрович Данилов.  Через  два  года,  при  горячей  поддержке  замечательного  прозаика  Софрона  Данилова,  была  выпущена  в  печати  первая  книга  рассказов  молодого  автора. Окрыленный  успехами  Н.Лугинов  опубликовал  в  эти  годы свои  первые  повести  и  романы: «На  Сергеляхе» (1978), «Роща  Норалджимы» (1979), «Этажи» (1980), «Арена» (1981).

Из  этих  произведений  наиболее  популярным  для  широкого  круга  читателей  стала  повесть «В  роще  Норалджимы».  Эта  лирическая  зарисовка  из  жизни  якутской  деревни  послевоенного  периода.  Прозаик  устами  своего  героя – мальчика  подростка – рассказывает о  грозном  военном  времени  и  о  людях  погибших  и живых,  о  смене  времен  и  поколений,  размышляет  над  вечными  общечеловеческими  проблемами  жизни  и  смерти.  В  повести  убедительно  раскрыта  преемственность  поколений  и  живая  связь  времен.

В  своих  других  произведениях  этого  периода – «На Сергеляхе», «Этажи», «Арена»  Н.Лугинов  показывает  становление  характера  молодого  современника,  продолжает  размышлять  над  проблемами  нравственного  воспитания  молодежи  и  особенно  над  такими  негативными  явлениями  нашей  действительности  как  мещанство  и  эгоизм.

После  опубликования  вышеназванных  произведений,  молодого  и  подающего  большие  надежды  писателя  Н.Лугинова Союз  писателей  Якутии  направил  в  Высшие  литературные  курсы  Союза  писателей  СССР  при  Литературном  институте  им. М.Горького  в  Москве.

После  успешного  окончания  Высших  литературных  курсов, Н.А.Лугинов  работал  директором  Намской  районной  типографии,  затем  литературным  консультантом  Союза  писателей  Якутии,  ответственным  секретарем  республиканского  фонда  «Возрождение». Ныне  Н.Лугинов – директор  литературного  музея  им. П.А.Ойунского,  вице-президент  Академии  духовности  Республики  Саха  (Якутия).

В 1984  году  в  Якутске  была  опубликована  новая  повесть  Н.Лугинова «Каменный  мыс»,  за  которую  писатель  получил  медаль  Алжирской  республики.  В  этой  повести  отражена жизнь послевоенной  Якутии,  в  которой  чувствуется  холодное  дыхание  прошлых  лет.  Она  оставила  суровую  печать  на  душе  и  судьбе  героев  повести – людей  разных  национальностей  и  профессий.

Писатель  и  в  этой  повести  продолжает  отражать  социально-нравственные  проблемы,  раскрывая  их  в  судьбах  людей  одного  поколения,  живших  и  работавших  в  одинаковых  социально-нравственных  условиях.

Каждая  глава  повести  освещает  жизнь  одного  из  главных  героев  повести.  В  первой  главе  повествуется  о  горькой  судьбе  скромного  и  доброго  старика  Тойбола.  Н.Лугинов  через  изображение  внутреннего  состояния  и  переживаний  героя  отражает  тяготы  военного  и  послевоенного  времени,  на  фоне  которого  человеческая  жизнь  как  песчанка  в  пустыне.

Во  второй  главе  повести  описывается  жизнь старого  лоцмана – Михея Ильича.  История  судьбы  этого  героя  наглядно  показывает,  что  человек  не  может  быть  счастлив,  замыкаясь  в  узких  пределах  своих  личных  интересов.  Михей – Ильич – неопределенный  человек.  Всю  жизнь  он  плавал  по  реке  жизни  и  не  нашел  своего  берега.  Такие  люди,  как  Михей  могут  жить  в  любом  социальном  обществе.  Писатель в  его  образе  подчеркнул  абсурдность  бытия  неопределенного  человека,  человека  существующего  только  ради  себя.  Хотя  старик  Тойбол  не  был  счастлив  в  своей  личной  жизни,  но  он  прожил  лучше,  чем  лоцман  Михей  Ильич.  Такова  печальная  судьба  человека,  которой  в  жизни  не  ценил  истинные  общечеловеческие  ценности,  как  любовь  и  дружбу,  привязанность  к  родному  дому  и  родному  народу.

Благородные  морально-нравственные  качества  несут  в  себе  Одон  Догдоев  и  Сардана  Догдоева.  В  их  образах  писатель  утверждает  высокие  общечеловеческие  и  гуманистические  принципы.  Человек  преданный  своей  Родине,  родным,  близким,  человек  сильный, честный – таков  эстетический  идеал  героя  в  повести  Н.Лугинова  «Каменный  мыс».

Н.Лугинов – писатель – философ.  Его  это  качество  впервые  наиболее  ярко  отразилось  в  рассказе «Баллада о черном  вороне».

Реалистическое  искусство  опирается  не  только  на  принципы  жизнеподобного изображения,  но  и  на  многообразные  художественные  условности,  содействующие  наиболее  полному  раскрытию  различных  сторон  жизни  и  человеческих  отношений.  В  рассказе  «Баллада  о  Черном  вороне»  условный  образ  ворона  дает  автору  возможность  для  полного  охвата жизненных  явлений.  Основываясь  на  глубоко  национальной  фольклорной  традиции,  Н.Лугинов  в  этой  своей  повести  исторически  и  художественно  убедительно  раскрывает  социально – нравственные  и  философские  аспекты  народного  бытия.

В  восприятии  ворона  человек,  природа, вселенная  показаны  в  неразрывном  единстве,  где  они,  находясь  в  единой  упряжке,  каждый  из  них  выполняет  свою  определенную  функцию.

В  трактовке  Н.Лугинова,  ворон – не  символ  беды  и  несчастья,  как  это  изображается  в  европейской  литературе,  а  нормальное  живое  существа.  Он  такой  же  охотник,  как  и  северный  человек.  У  него  сове  видение  мира,  почти  идентичное  с  национальным  видением  мира  народов  Севера – свое  восточное,  азиатское.  При  помощи  образа  ворона  писатель  изображает  жизнь  как  процесс,  даже  вникает  в  ее  противоречия.  Старый  ворон  Н.Лугинова  с  некогда  действенно-активной  фигуры  превратился  в  созерцателя.  Вот  ворон  наблюдает  за  борьбой  филина  и  зайца.  Вечный  закон  природы – сильный  нападает  на  слабого.  Вскоре  филин  одолевает  кроткого  зайца.  Однако  к  нему  подкрадывается  лиса  и  мгновенно  проглотила  филина.  Таков  жестокий  закон  тайги – побеждает  сильный  и  хитрый.  Наблюдая  за  жизнью  людей  и  за  жизнью  тайги,  старый  ворон  рассуждает: «Да,  жизнь  среднего  мира  исполнены  печали.  Все  вроде  вечно  в  нем,  но  и  временно  тоже,  мимолетно,  ненадежно  и  более  чем  где-либо  повреждено  увяданию  смерти.  И  чем  счастливее  бывают  мгновения  жизни,  тем  они  и  мимо.  Старый  ворон,  наблюдая  за  жизнью  людей,  верит  в  большие  возможности  Нового  Иччи,  в его  силу  и  могущество.  Старый  ворон  бесконечно  предан  своим  хозяевам – охотникам,  но  он  верен  своему  образу  жизни.  Хотя  у  него  сейчас  иссякли  силы,  но  он  не  потерял  чувства   собственного  достоинства  и живет  как  прежде в  тех  милых  сердцу  местах.  Огромное  жизнелюбие,  мужество и  стойкость  в  борьбе  с  трудностями  природы,  большая  неизменная  любовь к  своему  суровому  краю,  мудрое  отношение  по  всем  переменам  бытия  отличает  этот  персонаж  Н.Лугинова.  Писатель  устами  Черного  Ворона  анализирует  различные  перемены  в  жизни  общества.

Одна  из  лучших  повестей Н.Лугинова – это  повесть «Кустук».  Писатель,  следуя  добрым  Чеховским,  Лондонским традициям,  в  этом  произведении  убедительно  запечатлевает  в  образе  собаки  вполне  разумное  существо,  понимающее  правду  жизни,  которая  подчас  может  быть  грубой  и  жестокой.  Кустук – это  умная,  гордая,  сильная  собака,  способная  ориентироваться  в  бескрайней  тундре,  знающая  недостатки  и  достоинства  своих  хозяев,  друзей  по  упряжке,  даже  своих  грозных  врагов – хищных  зверей.  Нравственно-эстетическая  позиция  писателя  ярко  раскрывается  в  описаниях  отношений  к  Кустуку  разных  людей,  в которых  воплощены  взаимоисключающие  черты  как  доброта  и  нравственная  глухота,  милосердие  и  жестокость.  В  этом  произведении  Н.Лугинова  ярко  выражена  гуманистическая  концепция  писателя,  осуждающего  предательство,  жестокость  и  коварство  и  утверждающая  такие  высокие  общечеловеческие  ценности,  как  любовь  и  преданность  к  своим  близким  и  своему  Отечеству.

В  своей  другой  повести «Дом  над  речкой» Н.Лугинова  волнует  тема  русского  человека  на  Севере.  Писатель  на  примере  жизни  искателей  алмазов  раскрывает  отношение  общества  к  человеку  к  судьбе  человека  труда.  Показывая  их  жизнь  в  нечеловеческих  условиях,  писатель  выступает  против  вахтового  метода,  против  временщины.  В  таких  местах,  коллективы  более  управляемы,  менее  требовательны.  Здесь  господствует  закон: «Не  можешь – уезжай,  найдутся  другие».

Н.Лугинов – писатель – новатор.  Он  творчески  обращаясь  к  опыту  лучших  писателей  России  осмысливает  философские  основы  жизни  своего  родного  народа  и  утверждает  в  своем  творчестве  высоконравственные общечеловеческие  ценности.

Огромные  изменения  в  общественно-политической  жизни  способствовали  в  переоценке  духовных  ценностей  и  идеологических  постулатов.  Якуты,  как  и  все  другие  народы  бывшего  СССР,  стали  вникать  в  корни  своего  происхождения,  интересоваться  жизнью  и  проблемами  своих  предков  с  незапамятных  времен.  В  литературе  нашего  времени  это  наглядно  отражено  в  произведениях  Далана, Н.Лугинова, П.Харитонова – Ойуку,  Идэлги  и  других.

Н.Лугинов,  находясь  в  зените  творческой  зрелости,  как  наиболее  яркий  выразитель  этнической  определенности  народа  Саха,  углубил  истоки  жизненного  пути своего  родного  народа  в  своем  новом  романе-эпопее  «По  велению  Чингисхана».

Николай  Лугинов  начал  работать  над  этим  романом  с  1991  года.  В  то  время  произошел  тотальный  обвал  всей  социалистической  системы.  Новые  веяния  истории  вдохновили  тогда еще  молодого,  но известного  писателя  Якутии  Н.Лугинова  написать  крупное  эпическое  произведение о  выдающейся  исторической  личности – о легендарном  полководце  Чингисхана.  Полный  жизненных  сил  и  энергии  талантливый  якутский  прозаик  всерьез  взялся  за  изучение  огромного  исторического  материала,  касающегося  времен  Чингисхана.  К  тому  времени  открылись  недоступные  раньше  архивные  документы  и  появилась  необходимая  литература,  освещающая  период  создания  великой  империи  Чингисхана  и т.д.  Н.Лугинов  изучал  не  только  российские,  но  монгольские  и  китайские  источники.  С  этой  целью  он  несколько  раз  съездил  в  Монголию  и  в  Китай.  Писатель  побывал  не  только  в  библиотеках,  религиозных  храмах,  он  ознакомился  и  с  достопримечательностями  этих  стран,  изучал  в  какой-то  мере  их  историю,  этнографию  и  фольклор.  Кроме  того  Н.Лугинов  всегда  интересовался  животным  и  растительным  миром  этих  стран,  их  природными  условиями, рельефом  земли,  видами  гор  и  рек  и т.д.

Работая  над  этой  великой  темой  народный  писатель  Якутии  Н.Лугинов  широко  опирался  на  исторические,  этнографические  и  фольклорные  источники  родного  и  других  народов,  изучал  исторические  события  и  факты,  дела  и  подвиги исторических  личностей  разных  времен  и  народов. 

В  результате  этого  кропотливого  и  многолетнего  труда  он  создал  трилогию  «По  велению  Чингисхана»,  в  которой  эпически  широко  и  масштабно осмыслил  их  роль в  мировой  цивилизации  и  культуре  и  в  геополитических  построениях  времени.  В  своей  эпопее  Н.Лугинов  особенно  подчеркнул  выдающуюся  роль  Чингисхана  в  исторической  судьбе  многих  народов  и  стран,  в  процессе  пробуждения  их  национального  самосознания,  национального  менталитета,  формирования  его  культурно-нравственных  ориентиров  и т.д.

Раньше  в  40-50  годы  в  период  острой  идеологической  борьбы  между  государствами,  когда  над  миром  встала  угроза  фашистского  нацизма,  писатели  той  поры  трактовали  образ  Чингисхана  как  грабителя  и  завоевателя,  как  жестокого  и  коварного  покорителя  многих  народов  и  стран.

Роман – эпопея  Н.Лугинова «По  велению  Чингисхана»  получил  широкое  признание  и  одобрение  читателей  и  критиков.  Книга  обсуждалась  дважды  на  секретариате  Союза  писателей  России.  Свое  отношение   к  роману  высказывали  известные  писатели  России  В.Н.Ганичев (председатель Союза  писателей  России), С.А. Лыкошин (секретарь  правления  Союза  писателей  России),  писатели В.Н.Чукреев, М.М.Числов, В.Н.Карпов, литературоведы  С.А.Небольсин, Ч.Г. Гусейнов  и  другие.  Они  отметили  большую  «художественную  значимость  и  новизну  в  трактовке»  образа Чингисхана, «полемичность со  сложившимся  стереотипом», «особую  актуальность», «большой  вклад  в  современный  диалог  культур».  В  целом  роман-эпопею  народного  писателя  Якутии  Н.Лугинова «По  велению  Чингисхана»  оценили  как  «явление  не  только  российской,  а  мировой  литературы».

Но  особенно  тепло  и  сердечно  встретили  роман  Н.Лугинова  читатели  в  Монголии.  Они  от  души  благодарят  якутского  писателя  с  невиданной  и  неслыханной  победой – созданием  замечательной  книги  о  выдающемся  сыне  монгольского народа – легендарном  Чингисхане.  Соотечественникам  великого  полководца  особенно  по  душе  трактовка  образа  Чингисхана  как  государственного  деятеля,  основателя  огромной  империи,  человека  мудрого,  дальневидного,  прозорливого и  мужественного.  Недаром,  учитывая  особые  заслуги  Чингисхана  перед  человечеством,  решением  ЮНЕСКО  Чингисхан  был  объявлен «лучшим  человеком»  2000-й  истории  человеческой  цивилизации. После  написания  этой  трилогии  якуты  и  другие  народы  стали  больше  вникать  в  корни  своего  происхождения,  интересоваться  проблемами  далекого  прошлого  своих  предков.  При  всей  своей  ощутимой  национальной  идентичности (образа,  реалий  быта,  ментальных  особенностей)  в  романе  в  человеческих  и  межгосударственных  отношениях  на  первый  план  выдвигаются  общечеловеческие  ценности.  Не  это  ли  доказательство  тому,  что  якутский  писатель  Н.А.Лугинов  в  этом  своем  крупном  произведении  воплощает  новые  идеи,  созвучные  нашему  времени и в художественных  образах  запечатлевает  перемены  в  общественном  сознании.

Ныне  по  мотивам  этой  трилогии  Н.Лугинов  широкоизвестный  российский  театральный       режиссер,  главный  режиссер  Якутского  драмтеатра  им. П.А. Ойунского  и  министр  Культуры  и  духовного  развития  Республики  Саха (Якутия)  А.С. Борисов  снимает  художественный  фильм  с  участием  творческих  коллективов  из  Якутии,  Монголии,  Тувы  и  других  регионов.

Народный  писатель  Якутии  Софрон  Петрович  Данилов  еще  лет  тридцать  тому  назад  увидел  в  молодого  тогда  Н.А. Лугинове  своего  преемника  и  будучи  председателем  Союза  писателей  РСФСР  представил  его  перед  крупными  писателями,  России    как  писателя  большого  дарования,  называл  его  надеждой  и  будущим  якутской  литературы.  И  мы  сегодня  рады, что  пророческие  слова  незабвенного  Софрона  Петровича  Данилова  сбылись:  теперь  имя  народного  писателя  Якутии  Н.А. Лугинова  звучит  далеко  за  пределами  родной  Республики.

Народный  писатель  Якутии,  известный  государственный  и  общественно-политический  деятель  Андрей  Васильевич  Кривошапкин  родился  17  октября  1940 г. в  с. Себян-Кюель  в  семье  оленевода.

Его  родители  вели  кочевой  образ  жизни.  Отец умер  рано  и  матери  пришлось  самой  поднять  на  ноги  подрастающих  детей.

Благодаря  Советской  власти,  Андрей  живя  полном  государственном  обеспечении  в  интернатах,  весьма  успешно  учился  в  школах  села  Себян-Кюель  и  поселка  Саккырыр.  Еще  в  эти  годы  были  замечены  его  лидерские  качества.  В  пионерские  годы  он  был  председателем  совета  дружины,  а  в  старших  классах  секретарем  комсомольской  организации,  принимал  самое  активное  участие  в  жизни  школы  и  поселка.

Когда  Андрей  учился  в  Себян-Кюельской  школе  обучение  велось  на  якутском  языке.  Однако  вскоре  весьма  смышленый  мальчик  овладел  якутским,  как  своим  родным  якутским  языком.  По  велению  судьбы  в  этой  школе  он  встретился  с  начинающим  тогда  писателем  Платоном  Ламутским.  Он  был  учителем начальной  школы и  прививал своим  ученикам  любовь  к  словесному  творчеству. Так  в ранние  годы  у  Андрея  Кривошапкина  проявилась тяга  к  литературе.  В  Саккырырской  школе  он  начал  пробовать  свое  перо,  писал  стихи  и  небольшие  рассказы.  Вскоре  Андрей  Кривошапкин  и  его  друг  Вася Кейметинов (Баргачан)  заочно  познакомились  с  эвенским  поэтом  и  ученым  Василием  Дмитриевичем  Лебедевым.  В  своем  письме,  адресованном  ЯФ  СО  АН  СССР  В.Д. Лебедеву,  мальчики  попросили  научить  их  писательскому  мастерству. Ученый  в  своем  ответном  письме  посоветовал  им  хорошо  знать  язык  и  фольклор  родного  народа  и  быть  всесторонне  развитыми  и  эрудированными.  Для  этого  просил  много  читать.  Это  письмо  оставило  в  душе  впечатлительных  мальчиков  глубокий  след  и  они  на  всю  жизнь  следовали  совету  своего  старшего  товарища  и  друга  В.Д. Лебедева.

Не  по  годам  серьезный  и  активный  комсомолец  Андрей  Кривошапкин  после  школы   стал  работать  учителем.  Однако  его  никогда  не  покидала  мысль  о  получении  высшего  образования.  Так  Андрей  Васильевич  в  1962 году  поступил  в  Ленинградский  пединститут  им. А.И.Герцена.  После  успешного  окончания  института,  он  работал  учителем,  директором  Себян-Кюельской  школы,  управляющим  отделением  совхоза «Кировский».  Именно  в  эти  годы  он  хорошо  изучал  жизнь  и  быт  эвенов,  воочию   столкнулся  с  тяжелым  трудом  оленеводов,  сокращением  молодежи  в  оленеводческих  хозяйствах  и  уничтожением  пастбищ  в  связи  с  промышленным  освоением  Севера.  Молодой  руководитель  также  боролся   с  массовым  проявлением  алкоголизма  и  других  неблаговидных  привычек  северян.  И  в  душе  беспокойного  руководителя  зародилась  мысль  бороться  за  судьбу  своего  народа.  И  как  правильно  утверждает  профессор  Н.Н.Тобуроков,  «Потому  он  выбрал  путь  общественного  деятеля  в  руководящих  органах  республики».

А.В.Кривошапкин  занимал  должность  ответственного  работника  аппарата   совета  министров  и  обкома  КПСС.  Долгие  годы  он  был  инструктором  отдела  пропаганды  и  агитации,  заместителем  заведующего  идеологическим  отделом  Якутского  обкома  КПСС.

Выполняя  большую  партийную  и  общественную  работу,  А.В.Кривошапкин  увлеченно  занимался  литературным  творчеством.  В 1982  году  он  был  принят  в  члены  Союза  писателей  СССР.  В  эти  годы  он  был  известен  как детский  писатель.  Он  опубликовал  книги  для  детей: «Опо», «Тосапчан» (на  эвенском), «Внуки  потомственных  охотников» (на  якутском), «Мой  олененок», «Сын  Чиктикана» (на  русском).  Позже  некоторые  произведения  писателя  были  переведены  на  украинский, немецкий  и  другие  языки.

Однако  А.В.Кривошапкин  ныне  известен  как  крупный  прозаик.  В  эти  годы  он  написал  большие  повести  и  романы,  которые  получили  одобрение  широкой  общественности.  Они  изданы  на  русском  и  якутском  языках  такие  как: «Олени  моего  детства», «Уямканы  идут  на  Север» (1985), «Берег  судьбы» (1988), «Золотой  осень» ( 1990).  В  этих  произведениях  писатель  с  болью  в  сердце  повествует  об  актуальных  и  весьма  сложных  проблемах  малочисленных  народов  Севера.  Эти  вопросы  он  ставил  даже  в  произведениях,  адресованных  детям  Севера.  Писатель  путь  к  выживанию  родного  народа  видит  в  сохранении  вековых  традиций,  в  росте  национального  самосознания  и  человеческого  достоинства.  Поэтому  сильный,  добрый  и  отважный  пастух  Гена  Умтичан  глубоко  симпатичен  автору  и  с  ним  он  связывает  будущее  эвенского  народа.

Андрей  Кривошапкин  в  своей  повести  «Уямканы  идут  на  Север»  на  фоне  великолепного  северного  пейзажа  раскрывает  неблаговидные  поступки  двуногих  хищников,  которые  беспощадно  истребляют  все  живое  вокруг  себя.  Писатель  жестокости  и  жадности  современных  горе-охотников,  уничтожающих  снежных  баранов  с  их  детенышами,  противопоставляет  традиционные  правила  охоты  людей  старшего  поколения,  их  разумное  и  бережное,  хозяйское  отношение  к  богатству  родной  природы.

В  романе  «Золотой  олень» писатель  увлекательно  повествуя о  красотах северного  края,  реалистически  рассказывает  о  проблемах  жизни  современных  эвенов,  с  болью  в  сердце  пишет  о  потере  родного  языка,  распространение   пьянства,  нерадивое  отношение  к  труду,  трудности  с  воспитанием  подрастающего  поколения,  о  проблемах  северного  завода  и т.д.  Так  писатель  показывая  современный  образ  жизни  эвенов,  призывает  молодежь  не  забывать  о  традиционном  укладе  жизни  своих  предков.  Поэтому  устами  старика  Мэхээ,  с  такими  проникновенными  словами,  обращается  к  молодому  поколению: «Оран,  если  даже  станешь  образованным  человеком,  не  забывай  оленя,  люби  его,  в нем  наши  корни,  без  оленя  у  нас  нет  жизни.  Сегодня  живы  благодаря  ему,  да  и  в  будущем  невозможно  жить  без  оленя».

Первый  роман «Берег  судьбы»  Андрея  Кривошапкина  посвящен  показу  дореволюционной  жизни  эвенов,  а  также  затрагивает  тревожные  годы  гражданской  войны  на  Крайнем  Севере.  Главное  сюжетное  развитие  романа  развивается  вокруг  семьи  бедняка  Нэгэ.  Герои  произведения,  в  годы  больших  социальных  потрясений  долго  блуждая,  правильно  находят берег  своей  судьбы.

А.В.Кривошапкин  ведет  большую  общественно-политическую  работу.  Он  избирался  заместителем  председателя  правления  Союза  писателей  Якутии,  был  народным  депутатом  Верховного  Советов  РСФСР  и  РС(Я).

С 21  сентября  по  4 октября  1993  года  А.В. Кривошапкин  находился в  осажденном  Доме  Советов  и  был  живым  свидетелем  этих  тревожных  дней.  На  основе  пережитого  и  увиденного  А.В.Кривошапкин  опубликовал  публицистическую  книгу  под  названием  «Расправа»,  где  он  достоверно  рассказал  народу  о  расстреле  Белого  Дома с  заседавшими  в  нем  депутатами  Верховного  Совета  РСФСР.  Автор  свою  книгу  посвятил,  как  пишет  он  сам, «истинным  сыновьям  и  дочерям  России  до  конца  защищавшим  Конституцию  Российской  Федерации». Правдиво  рассказывая  о  кровавых  событиях  в  Москве,  писатель  был  уверен,  что  победит  здравый  смысл  и  в  России  наступит  весна».  Книга  «Расправа»  А.В.Кривошапкина  была  адресована  широкому  кругу  читателей  и  долго не залеживалась  на  прилавках  магазинов.

Ныне  А.В. Кривошапкин – народный  писатель  Якутии,  народный  депутат  Палаты  Республики  Государственного  Собрания (Ил  Тумэн),  президент  Ассоциации  народов  Севера  Якутии.  Он человек твердых жизненных принципов, яркий борец за правду и справедливость, ныне находится  в   гуще  жизни  и  полон  творческих планов  и судьбоносных  замыслов  по  возрождению  родного  эвенского  народа.

Известный  эвенский  поэт и прозаик Кейметинов  Василий  Спиридонович – Баргачан  родился  12  января 1941  года  в  Ламнунхинском наслеге Эвено-Бытантайского улуса. Сын оленевода-охотника Василий Кейметинов после окончания средней школы был призван в ряды Советской Армии. Весьма энергичного и смекалистого парня направили служить в Тихоокеанский флот. После демобилизации он поступил в факультет народов Севера Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена. Получив высшее образование, Василий Спиридонович несколько лет работал учителем Кобяйской и Себян-Кюельской средних школ, преподавал родной язык и литературу.

Василий Кейметинов с юных лет увлекался литературой и его первые стихи были опубликованы на страницах сборников «Поэты Севера» и «Снежное пламя» (1965 г.). В 1982 году вышла первая книга стихов В.Кейметинова-Баргачан «След оленя» на эвенском языке в городе Якутске.

Любознательный и творчески одержимый Василий Кейметинов приехал в Якутск и стал работать младшим научным сотрудником Якутского филиала Института национальных школ. В стенах этого института Василий Спиридонович активно участвовал в написании учебников и методических пособий для учащихся по эвенскому языку и литературе. В эти годы поэт и прозаик В.Кейметинов оттачивал свое творческое мастерство. Его произведения печатались в журналах «Полярная звезда», «На Севере Дальнем», «Дальний Восток» и.т.д. Самые лучшие стихи поэта были опубликованы в центральных журналах и литературных еженедельниках.

Василий Кейметинов пробовал свое перо в крупном поэтическом жанре. Опираясь на народную мудрость и на устное народное творчество эвенов он создал поэмы «Судный день» и «Эдек», посвященные защите Северной природы и национальных обычаев родного народа. Поэма «Эдек» переведена на русский язык лауреатом Государственной премии А. Преловским и тепло встречена читателями. В последние годы Василий Кейметинов увлекается прозой. Он написал повесть «Песнь о жизни» (Олох номо±о), которая опубликована в журнале «Полярная звезда» на русском языке в переводе А.Борисовой и В.Габышева.

Якутские читатели знают его повесть «Испиэ уол ырыата» в переводе на якутский язык П.Аввакумова. В 1987 году в Якутске была опубликована его книга стихов и поэм под названием «Хобо». Произведения В.Кейметинова отличаются национальным своеобразием, метафоричностью и красочностью описываемых картин.

С 1974 года В.Кейметинов живет в Томпонском улусе, работает в Тополинской средней школе, преподает эвенский язык и литературу и успешно занимается своим любимым делом – литературным творчеством.

В.С.Кейметинов – Баргачан член Союза писателей России с 1992 г.

Кривошапкин  Дмитрий  Васильевич  эвенский  поэт  и  переводчик.  Он  родился  6  ноября  1929 г.  в  с. Себян-Кюель  Эвено-Бытантайского  улуса. Родители  были  коренными  жителями  этих  краев  и  вели  кочевой  образ  жизни,  занимаясь  оленеводством.

Детство и отрочество  Дмитрия  Васильевича  прошли  в  трудные  предвоенные  и  военные  годы,  поэтому  ему  не  удалось  учиться.  Окончил  только  семилетнюю  школу   и стал  помогать  своим  родителям.  После  войны  много  лет  работал  в  совхозе «Кировский»  водителем и снискал  славу  передового  производственника.

Хороший  знаток  родного  языка  и  фольклора  Дмитрий  Васильевич  пишет  стихи  на  эвенском  языке.  Он  опубликовал  два  сборника  стихов  на  родном  языке  и  опубликовал  их  в  Якутском  книжном  издательстве.  Он  также  успешно  занимался  переводческой  деятельностью.  Дмитрий  Васильевич  перевел  на  эвенский  язык  стихи  ведущих  якутских  писателей  П.А. Ойунского,  Элляя,  К.Урастырова, Л.Попова и других.

Большой  творческой  удачей  Д.В. Кривошапкина  является  перевод  на  эвенский  язык  якутского  героического  эпоса «Нюргун Боотур Стремительный» П.А. Ойунского. Он отдал  этой  работе  много  cил  и  энергии  и  опубликовал  ее  в  1996  году в  Якутске  в  издательстве  «Бичик».

В  стихотворных  произведениях  Дмитрия  Кривошапкина  воспеваются  красоты  северного  края и самоотверженный  труд  оленеводов  и  охотников.  Он  член  Союза  писателей  Республики  Саха (Якутия) с 1995  года.

Известный  русский  поэт,  прозаик,  драматург  и  переводчик,  лауреат  Государственной  премии  им. П.А. Ойунского Республики Саха (Якутия)  Владимир Николаевич Федоров  родился  31  марта  1951  года  в  поселке  Таас-Тумус  Кобяйского  улуса.  В  те  годы  в  поселке  Таас-Тумус  жили  рабочие  рыбозавода  и  искатели  газовых  месторождений.  Романтика  таежных  троп  и  новых  открытий  полезных  ископаемых  привели  его  в  Якутский  государственный  университет  на  геолого-разведочный  факультет.  В  1975  году  получив  специальность  геолога  он  несколько  лет  работал  в  геологоразведочных  партиях,  исколесил труднодоступные таежные  тропы  Якутии  и  Магадана.

Владимир  Николаевич  еще  с  юных  лет  увлекался  литературой.  Больше  всего  любил  стихи  Я. Смелякова, Н.Рубцова, В.Соколова.  Вскоре  сам  пробовал писать  стихи.  Его  первые  поэтические  произведения  опубликовались  на  страницах  газет  «Советская  Россия», «Комсомольская  правда»,  журналов «Сельская  жизнь», «Техника  молодежи»  и  др.  Молодой  геолог  регулярно  посылал  свои  корреспонденции  в редакции  газет  «Молодежь Якутии»  и  «Социалистическая  Якутия».  Вскоре  В.Федоров  стал  руководителем  литературного  объединения  «Горизонт».  Потом  молодого  поэта  и  прозаика  пригласили  сотрудником  журнала  «Полярная  звезда».  Через  некоторое  время  В.Н. Федоров  становится  заведующим  отдела  журнала,  потом  его  главным  редактором.  В  эти  годы  В.Н. Федоров  очень  увлеченно  работает  в  жанре  поэзии.  Он  был  участником  восьмого  Всесоюзного  совещания  молодых  писателей.  Тогда  его  приметил  известный  Российский  писатель  Егор  Исаев,  который  пригласил  его  посещать  семинарские  занятия  по  творческому  мастерству.  В  1982  году  В.Н.Федоров  издал  свою  первую  книгу  стихов  «Звезда  в  снегу».  Потом  друг  за  другом  появились  в  печати  его  поэтические  сборники  «Автограф  души» (1986), «Красный  ангел» (1991), «Формула  любви» (1995).  Молодой  поэт  посвящал  свои  лирические  стихи  теме  любви  и  дружбы,  воспевал  красоты  родной  якутской  природы,  братскую  солидарность  народов  Якутии.  Но  читателю  особенно    полюбились  трепетные,  полные  света  и  радости  его  стихи  о  первой  любви:

И  вконец  опьяненный

Весной  и  тобою,

Пил  я  звонкое  счастье

До  боли  в  зубах.

И  звалось  это  счастье

Самой  первой  любовью,

Той  что  только  однажды

Нам  дарует  судьба.

В.Н. Федоров  в  своих  поэтических  произведениях  обращается  к  исторической  тематике.  Например,  в  произведении  «Созвездие  Марии»  воспевается  героический  подвиг  русской  женщины  Марии  Прончищевой,  разделившей  тяжелую  судьбу  своего  мужа,  покорившего  суровые  условия  Арктики.  Не  менее  интересны  его  поэтические  произведения,  посвященные  этой  тематике,  например,  читателя  не  оставит  без  внимания  произведение  о  дружбе  народов  якутской  девушки  Абакаяды  и  его  друга  Семена  Дежнева.

В  последние  десятилетия  писатель  успешно  занялся  прозой.  «Сезон  зверя»  так  называется  произведение,  повествующее  отрывки  из  автобиографических моментов  жизни  самого  писателя.  В  образе  героев  этой  повести Веры  Заимхиной,  Валеры  и  др.  отражаются  беспокойные  будни  молодых  геологов.  Здесь  реальные  жизненные  факты  соприкасаются  с  миром  фантастики,  в  результате  человеческая  жизнь  освещается  многогранно,  с  разных  сторон.  В  ней  утверждаются  светлые  общечеловеческие  ценности.  В  одноименном  сборнике  повестей  и  рассказов  внимание  читателя  несомненно  привлекает  произведение  «Лунная  соната». Главный  герой  рассказа – жертва  ГУЛАГа,  профессор  Московской  консерватории  Альтов.  Произведение  написано  в  духе  рассказа  Н.Заболоцкого  «Марфа».  Как  и  Марфа,  главный  герой  рассказа  Альтов,  будучи  непогребенным  по  христианским  обычаям,  бродит  на  белом  свете.  Его  мятежная  душа  частенько  беспокоит  повседневную  жизнь  реальных  людей.  Скрупулезно описывая  мучительные  приключения  души  Альтова,  писатель  убедительно  раскрывает  большую  зависимость  человека  от  жизни  общества.  Очевидно,  в его  творческом  почерке  мирно  соседствуют  два  начала:  реальные  и  фантастическое,  рациональное и иррациональное.

В.Н. Федоров  порадовал  юных  читателей  произведениями  сказочного  повествования,  такими  как  «Страшная  тайна  железного  рудокопа»,  «Приключения  Барона Мюнхаузена  на  Полюсе  холода»,  «Звезда  голуболикой  Жаннет».  Затрагивая  экологическую  и  военную  тематику,  писатель  для  детей  написал  интересные  произведения  «Гражданин  №1  навсегда  исчезнувшего  города»,  «Рассказ  солдата»,  «Сны  ветерана»,  «Белая  элегия» и  другие.

В.Н. Федоров  известен  и  как  драматург.  Он  много  лет  изучал  жизненный  путь  и  широкую  общественную  деятельность  эпископа  земли  Якутской,  Камчатской  и  Амурской – Иннокентия  Вениаминова,  впоследствии  ставшего  митрополитом  Московской  области.  Для  того,  чтобы  собрать  наиболее  полные  сведения  о  нем  писатель  В.Н. Федоров  съездил  даже  Сергиев – Посад  и  привез  ценный  материал  для  своей  будущей  драмы.  В  2000  году  в  связи  2000  Христианства  В.Н. Федоров  на  суд  зрителей  представил  драму  «Одиссея  инока  якутского»  Драма  была  поставлена  щирокоизвестным  российским  театральным  режиссером  А.С. Борисовым  и  шла  на  сценах  театров  городов  Якутска  и  Благовещенска. В  городе  на  Амуре  драма  была  поставлена  в  дни  фестиваля  «Благая  весть»,  проведенного  театрами  Сибири,  Дальнего  Востока,  Японии  и  Китая.  Об  этом  событии  Амурские  газеты  позже  с  восторгом  писали: «Три  дня,  точнее – вечера,  в  течение  которых  на  сцене  Благовещенского  театра  шла  «Одиссея  инока  якутского»  стали  днями  потрясений  и  катарсиса  для  жителей  города».  Жюри  фестиваля  высоко  оценила  работу  В.Н. Федорова  и  драма  вышла  победительницей  фестиваля.  У  себя  на  Родине  писатель  В.Н. Федоров  стал  Лауреатом  Государственной  премии  им.  П.А. Ойунского  Республики  Саха  (Якутия).

В.Н. Федоров  закрепляя  свой успех  в  области  драматургии  для  детей  написал  пьесы  «Похищение  Века»,  «Большой  бал  для  маленькой  ведьмы»  и  т.д.

В.Н. Федоров  известен  и  как  способный  переводчик.  Знание  быта  и  жизни  народов Якутии  позволяют  ему  удачно  перевести  на  русский  язык  произведения  писателей  разных  национальностей  Н.Якутского,  А.Сыромятниковой,  Н. Абыйчанина,  Улуро  Адо,  Н. Калитина  и  др.  Переводческая  деятельность  помогает  ему  поглубже  познакомиться  с  творческой  лабораторией  представителей  разных  народов,  а  также  оттачивать  свое  писательское  мастерство.  Ныне  В.Н. Федоров  находится  в  зените  своего  таланта. Потому  он  не  раз  порадует  читателей  своими  интересными  произведениями.

Прозаик Прокопий Егорович  Степанов родился 21 декабря 1932 года в Тыайинском наслеге Кобяйского улуса. Прозаик по образованию педагог. Долгие годы работал директором школ республики, учителем и сотрудником улусных газет.  Увлеченно работая с молодежью республики, во время не развивал свои литературные способности, писал очерки, рассказы и повести. Печатался редко. Только вот последние годы опубликовал четыре книги. Так в 1990 году в Якутске вышла первая книга П.Е. Степанова «Утуо до5оттор» («Добрые  друзья»). Вслед за ней он опубликовал книгу повестей под названием «Тумалдьы дьонноро» (1992г.). Потом 1994 году он издал тоже сборник повестей «Кµн уоттаах  чыпчааллар» (1995). Прокопий Егорович преимущественно пишет повести. Его герои – эта его современники, живущие рядом с ним. Они люди непростой судьбы, труженики Крайнего Севера. Каждый из них обладает своими отличительными чертами характера, которых Прокопий Егорович встречал на своем жизненном пути. Прошедший суровую школу жизни ветеран педагогического труда и журналистики подмечает в своих героях интересные черты  характера, обусловленные природно-климатическими особенностями и общественно – политическим устройством общества. Писатель и сейчас полон интересных творческих замыслов.

Поэт, прозаик и очеркист Иван Иннокентьев Егоров родился 10 января 1939г. в Мукучинском наслеге Кобяйского улуса в семье колхозника. Иван еще со школьных лет увлекался литературой, пробовал свои силы в жанре поэзии. Его первые стихи печатались на страницах школьных газет. Потом он поступил в  Якутский сельскохозяйственный техникум, стал активным членом литературного объединения и начал печататься на страницах республиканских газет и журналов. Его, молодого и энергичного парня, увлеченно занимающегося литературой, пригласили на работу в качестве заместителя редактора районной газеты «Ленинец». С тех пор жизнь Ивана Егорова была тесно связана с журналистикой. С 1965 года он постоянно жил в Якутске. Сперва работал в республиканской газете «Эдэр коммунист» заведующим отделом. Потом способному журналисту доверили должность ответственного секретаря газеты. С 1980г. до конца своих дней работал в редакции журнала «Хотугу Сулус» заведующим отдела очерка и публицистики. В эти годы он стал автором интересных и содержательных радио и телепередач. Публиковались его рассказы и очерки отдельной книгой. Им изданы книги для детей «Сµгэhэрдээх куо±ас» (1965), «Таю кµнµа±алыа» (1970). Сборник очерков «Куйаас кµннэр», книга рассказов «Кµн-дьыл ааспытын кэннэ» (1990) и другие. Писатель опубликовал в общей сложности около 10 книг. В последние годы жизни Иван Егоров успел написать поэмы «Хобороос», не забывал писать и стихи. Лучшие из них переложены на музыку и получили широкую популярность среди молодежи.

Книга Ивана Егорова «Таю принесет солнце», написанная для детей  школьного возраста, переведена на русский язык и выпущена в 1976 году в Москве в издательстве «Детская литература».

В 1974 году он стал лауреатом журналистской премии. Несколько раз был награжден медалями и Почетными грамотами.

Иван Иннокентьевич Егоров был членом Союза писателей России с 1991 года  и членом Союза журналистов России с 1999. 

Известный журналист и прозаик Василий Иннокентьевич Иванов тоже родом из Кобяйского улуса. Он родился 25 мая 1942 года в Куокуйском наслеге на берегу небольшой, но красивой речки Лунха. Учился в сельской школе, где преподавателем родного языка и литературы работал будущий писатель П.Е.Степанов. Он руководил литературным объединением «Солнечное утро». В его занятиях  принимали  самое активное участие будущие писатели – И.Левин, П.Максимов и И.Егоров. В эти годы Вася Иванов тянулся к литературному творчеству и писал небольшие рассказы. Свои сочинения мальчик отправлял в пионерскую газету «Бэлэм буол», где под редакцией самого народного писателя Амма Аччыгыйа и старейшего литературного сотрудника Н.П.Васильева опубликовались его первые рассказы.

В годы учебы в Якутском университете Василий Иванов продолжал свое любимое занятие. Хотя учился на медицинском факультете, но он аккуратно посещал литературный кружок «Огни Сергеляха», которым руководил известный литературный критик Е.П.Шестаков – Эрчимэн. Василий Иванов был верен в себе: самозабвенно писал рассказы, которых он читал перед будущими писателями: Урсун, Тумат, П.Харитоновым – Ойуку, Харысхалом и другими. В результате в студенческие годы он опубликовал семь рассказов в сборнике молодых под названием «Хомус». Литературная критика тепло встретила рассказы молодого, но падающего надежду автора. Вскоре в Якутском книжном издательстве была выпущена книга рассказов Василия Иванова «Кµн уотун туттум» («Поймал луч солнца»), адресованная юным читателям. Это было в 1975 году. Через три года  была опубликована книга «Лунха ырыалара». Туда вошли  рассказы о тяжелом детстве в военные годы. Лирический герой повествования с грустью вспоминает о своих родных и земляках ушедших на  войну и до сих пор не вернувшихся с поля брани. Небольшие лирические зарисовки связаны с прекрасной речушкой Лунха, где прошли лучшие годы героев произведений В.Иванова. Писатель дальше оттачивал свое перо. Если раньше В.Иванова знали только как детского писателя, хорошо знающего их психологию, трудности приобщения подростков к сложностям жизни, то в 1892 г. читатели встретились с вполне зрелым писателем – прозаиком. В 1892 г. он опубликовал свою интересную повесть «Кырдьа5астар уонна эдэрдэр» («Старики и молодые»), где затрагиваются сложные нравственно-этические проблемы. Реалистически описывая взаимоотношения людей разных поколений, писатель убедительно раскрывает одну из основных качеств якутов – связывать свое счастье с успехами и благополучием своих детей и внуков.

Василий Иванов в 2005 г. опубликовал книгу рассказов «Наши отцы». Она нас опять возвращает к безрадостному военному детству. Автор глазами ребенка описывает долгое ожидание отцов, не пришедших с фронта и сложивших головы, защищая честь и независимость любимой родины. В произведении В.Иванова проходит светлая мысль – защиты детей от угроз войны и всякого ансилия.

Василия Иннокентьевича знаем еще как автора интересных публицистических выступлений: о сложных проблемах молодежи, о вреде   алкоголя и табакокурения, о перестройке  общественно -  политической жизни и т.д. Сейчас писатель Василий Иванов – литературный сотрудник республиканской газеты «Саха сирэ»,  где он часто публикует статьи на медицинские темы, которые снискали широкий интерес многочисленных читателей. Хотя писатель Василий Иванов давно не хирург, он перешел на свою любимую стезю, активно пропагандирует последние достижения медицины, здоровый образ жизни и принимает самое активное участие своим пером в национальной программе «Здоровье».

Иванов В.И. – член Союза писателей и член Союза журналистов Российской Федерации.

Максимов Петр Семенович– кандидат философских наук и член Союза писателей России. 

Он родился 18 июля 1943 г. в с. Кобяй Кобяйского улуса. Свою трудовую деятельность П.С.Максимов начал сразу после окончания средней школы. В 1961 – 1962 гг. был рабочим совхоза «Кобяйский». На следующий год он был призван в ряды Советской Армии. В 1965 – 1969 годы П.Максимов учился в Якутском Государственном университете на историческом факультете. Молодого способного своего выпускника руководство университета оставило его ассистентом кафедры философии ЯГУ, потом его направило в Москву в аспирантуру философского факультета МГУ им. Ломоносова. В 1971 году вернувшись на Родину, П.С. Максимов стал работать на кафедре  философии, сперва ассистентом, потом старшим преподавателем ЯГУ. Потом в 1988 г. Петр Семенович перешел на работу в институт языка, литературы и истории ЯФ СО АН СССР, работал старшим  научным сотрудником, а затем заведующим отделом права и социологии. А с 1993 года несколько лет плодотворно трудился в Нерюнгринском филиале Якутского госуниверситета был заместителем ректора по учебной работе, затем заведующим кафедрой. Хорошо подготовленный философ П.С.Максимов в Нерюнгри вел большую общественную работу: организовал и руководил работой отделения общества Российских философов, является автором около ста публицистических статей, составителем и редактором десятки сборников научных трудов и т.д.

В 1981 г. П.С.Максимов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. Он специалист по межнациональным отношениям и национально-государственному устройству. Им опубликованы около 40 научных и научно-популярных статей и брошюр.

Но П.С.Максимов известен не только как ученый-философ, но и как   писатель – поэт и публицист. Начиная с 1965 года П.Максимов регулярно печатает свои стихи на страницах республиканских газет и журналов. Многообразна тематика его произведений: стихи о первой любви, стихи о солдатских буднях. По мере  взросления автора изменяется и тематика его произведений: раздумья о смысле жизни, счастье, о годах ушедших и предстоящих, о назначении человеческой жизни, о борьбе добра и зла и т.д. Свои стихи он начал печатать с 1965 года. В 1980 году он выпустил свой первый поэтический сборник «Хоhоон чорооно» («Чорон стихов»).

Интересны и доказательны публицистические выступления писателя –философа на экологическую тематику. Многие с удовольствием встретили его книгу: «Вилюй»: знак беды?!», исследующую проблемы экологического бедствия на бассейне реки Вилюй.

П.С.Максимов также плодотворно работает над проблемой «Вклад якутян в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945гг». В 1995 году одноименная книга, написанная П.С.Максимовым в соавторстве Т.С.Ермолаевым  опубликована в г.Нерюнгри.

Поэт, прозаик и драматург Иннокентий Наумович Левин  родился 4 января 1942 г. в пос. Сангар Кобяйского улуса. После окончания средней школы был призван в ряды Советской Армии. У него не было особого рвения служить: «Но, если отправят в Армию, то буду служить, как положено», -  думал он про себя. От природы чуткий и отзывчивый парень предчувствовал какую-то беду.  И не ошибся. Кеша Левин и еще несколько парней из Якутии Макаров Леня, Бучугусов Леня, Ника Терешкин попали на Семипалатинский полигон. Но станции Чаганка в основном служили казахи, якуты и узбеки. На казахских степях близ Семипалатинска производили ядерные испытания. Парни чувствовали физически эти взрывы. Однако они продолжались и на второй год службы. Сей раз производились подземные испытания грозного оружия. Солдат Левин служил добросовестно, четко и аккуратно выполнял все приказы командиров. Но в редкие часы досуга он писал стихи: о любимой школе, о друзьях-товарищах и о родном северном крае. Опытные командиры вскоре приметили литературные способности солдата из далекой Якутии и назначили его редактором сатирической газеты и заведующим «Ленинской комнаты».По итогам смотра боевой и физической подготовки и за содержательный и богатый фонд Ленинской комнаты солдат Левин был награжден грамотой и внеочередным отпуском на Родину. Но окончательно демобилизовался лишь 1965 году. Приехал на отчий край седым парнем, вскоре начали выпадать зубы. Но тем не менее Левин Кеша хотел получить высшее образование. В 1966г. поступил в Якутский государственный университет. Через 5 лет получил диплом учителя якутского языка и литературы и работал в школах Абыйского и Чурапчинского улусов. Но несмотря на постоянные недомогания и болезни, Иннокентий Наумович учил детей и продолжал заниматься любимым занятием – писал стихи. Первый сборник стихов И.Левина под названием «Весенняя радость» был опубликован в 1972 году. Потом в 1989 году выпустил в печати книгу «Уулаах Тарас», посвященную детям школьного возраста. Далее он для них целенаправленно писал рассказы и новеллы. Они были изданы  Якутским книжным издательством в 1990, 1994, 1997 годах. И.Н.Левин пробовал свои силы и в драматургии. На сцене Якутского драматического театра была поставлена его пьеса «Биhирэм», которая получила положительную оценку критиков. Но творческая жизнь Иннокентия Наумовича была омрачена постоянными тяжелыми болезнями. И 14 марта 1998 года якутские писатели потеряли своего друга, разносторонне способного детского писателя И.Н.Левина. Служба в военном полигоне Семипалатинска раньше времени вырвала его из жизни.

Писатель Иван Иванович Иннокентьев тоже уроженец Кобяйского улуса. Он родился 21 марта 1957 года в селе Кобяй Кобяйского улуса в семье служащего. Начальную школу окончил в п.Сангар, среднюю в с.Намцы. Год проработал каменщиком, в часы досуга писал короткие рассказы на якутском языке и печатал их на страницах районной газеты «Ленин суола».

В 1975 году поступил на отделение журналистики Иркутского Государственного университета. По окончании учебы работал корреспондентом газеты «Молодежь Якутии», затем в Бюро пропаганды художественной литературы при Союзе Писателей Якутии. И все эти годы он активно печатался, был удостоен республиканской журналистской премии «Золотое перо», а также получил премию Якутского ОК ВЛКСМ «Лучший дебют года» в области журналистики (1980).

Но молодой прозаик стал более активно печататься в года Перестройки. В журнале «Полярная звезда» за 1987г. была напечатана большая подборка его рассказов, которую приметил известный критик П.Ульяшев из «Литературной газеты». И якутские критики давали положительный отзыв рассказам Ивана Инокентьева. Кандидат филологических наук И.С.Емельянов о творчестве прозаика пишет так: «И.Иннокентьев принадлежит к тем писателям, которые создают свой, причудливый и фантастический мир, где действуют свои законы и правила, и который в то же самое время так напоминают нам нашу действительности».   Действительно, прав критик. У Ивана Иннокентьева  свой  оригинальный творческий мир. Иносказательная, аллегорическая форма отражения действительности помогает автору раскрыть сложные вопросы бытия, ставить непростые морально-нравственные проблемы. Произведения И.Иннокентьева можно включить «в определенную литературную традицию, существующую как на западе, так и на востоке…». Например, произведения Ивана Инокентьева «Путешествие в страну глазоглядов» и  «Некто и некий» имеют много общего с произведением японского классика – «В стране  водяных». «Оба автора весьма  нелицеприятно рисуют человеческое общество и самого человека». И.Иннокентьев в своем произведении показал «модель тоталитарного государства», - примерно так оценивает И.С.Емельянов эти произведения И.Иннокентьева.

И.И.Иннокентьев член Союза писателей России с 1992г. Он автор 4 книг прозы и драматургии. Он русскоязычный писатель. По его пьесам профессиональными театрами республики поставлено 6 спектаклей. В ноябре 2003г. Русский драматический театр им.А.С.Пушкина успешно осуществил постановку пьесы И.И.Иннокентьева «О царе Соломоне, Александре Македонском и весах мироздания», написанную по мотивам рассказов П.А.Ойунского. Эта была первая постановка на русском языке произведений великого классика литературы Саха.

Ныне рассказы И.Иннокентьева публиковались в центральных журналах «Роман – журнал XXIвек», «Мир Севера», «Мир женщины».

Им переведены на русский язык ряд рассказов и повестей  писателей республики. Иван Иннокентьев – отличник культуры РС(Я), обладатель Гранта Президента в области театрального искусства за 2005г., лауреат Iпремии Республиканского конкурса драматургических произведений, посвященного 100-летию выдающегося государственного и политического деятеля И.Е.Винокурова.

Эверстов  Константин Семенович родился в 1968 году в с. Чагда Кобяйского  улуса. Эверстов  Константин Семенович  член  Союза  писатель  Российской  Федерации  с  2006 г. Его  биография  мало  чем  отличается  от  биографии  своих  сверстников. С самых  юных лет он любил словесное  искусство  своего  родного  народа. Еще со студенческих  лет К.Эверстов  писал  небольшие  рассказы, в которых  он  отражал  повседневные  будни  тружеников села. В этих  произведениях  будущий  писатель  умело  раскрывал  полнокровные образы своих современников,  в  особенности  внутренний  мир  якутской  молодежи.  Его  произведения  подкупают  читателя  фольклорной  образностью и душевной  добротой.  Большую  популярность  у  читателей  получила  повесть «Марево любви» («Туман  буолбут  таптал»).  Константин  Эверстов  часто  публикует  свои  новые  произведения  на  страницах  журнала «Чолбон».  Об  его  творчестве  очень  меткую  и  правильную  характеристику  дал  известный  писатель  В.Е. Васильев-Харысхал: «Костя биир  µтµ³кэннээх  уратыта – туох эрэ са²аны  к³рдµµр,  олоххо  ки´и  хара±ар  соччо  быра±ыллыбат  да  тµгэни  бэлиэтии  к³р³ннарылаан, кырыылаан,  ки´и «´ык»  гына  тµ´эр  µтµ³кэннээх  кэпсээнин  айан  та´аарар».

Итак, писатели из Кобяйского улуса, развивая свое творчество на основе богатого устного народного творчества и взаимообогащения и взаимодействия с другими литературами, оттачивают свое писательское мастерство и вносят ощутимый вклад в дальнейшее развитие родной литературы.