Творчество В.ФЕДОРОВА глазами молодых читателей

Счастлив я, что вот здесь, над Леной

Появился на белый свет,
Чтоб в таежной моей вселенной,

Чтоб в озерной моей вселенной,
Чтоб в волшебной моей вселенной
Свой негромкий оставить свет.

Творчество В.ФЕДОРОВА глазами молодых читателей /сост. Им И.Н., Буглак Т.И., Кострова М.Н., Котковец Т.В. - Сангар: МУК «КМЦБС», 2011. – 44с.

От составителей

В 2011 году в Кобяйском улусе  был обьявлен   конкурс творческих работ по произведениям Владимира Николаевича Федорова «Перо молодых талантов».

Целью конкурса было: выявление юных дарований  в области  литературного творчества; сохранение и развитие культурно-национальных особенностей художественного  слова; воспитание патриотизма, любви к истории, Родине, родному краю, гражданской позиции школьников.

Каждый читающий произведения В.Н. Федорова по-своему видел, воспринимал, представлял происходящие действия и описывал, рисовал в своей творческой работе.

Данный дайджест содержит сочинения и рисунки читателей.

Подарим Поэту высоту

… Начиная с 1942 г. местность Таас-Тумус начала обживаться спецпереселенцами и рыбаками из близлежащих наслегов. Так, на этом каменном мысе получил свое развитие новый рыболовецкий поселок.

Новая отрасль промышлен­ности района нуждалась в спе­циалистах, поэтому по направле­ниям наркома промышленности ЯАССР стали прибывать моло­дые специалисты рыбного дела. Так, к концу 40-х годов появи­лась в Кобяйском рыбзаводе Козванкова Ольга Ивановна, мо­лодой инженер-технолог, роди­лась молодая семья Федоровых.

Весной 1951 г. святая земля Таас-Тумус, чтоб со стечением времени не остаться в забытьи веков в лице  «...Свет земли вось­мигранной ... желанного Сре­динного мира» приняла своего Гражданина №1 Владимира Ни­колаевича Федорова. И малец «Появился на белый свет». Чтоб в таежной своей вселенной... Свой негромкий оста­вить след».

Действительно, своим талан­том Владимир Федоров оставля­ет на земле свой неповторимый след. Он так многогранен, он так необъятен, он так многолик, как его «таежная», «озерная», «вол­шебная вселенная», как приняв­шая его в качающейся в подне­бесье люльке «Повитуха Лена-бабушка».

Куокуйские школьники кото­рый год занимаются изучением творчества своего знаменитого земляка. Конца и края не видно, с какой стороны подойти к твор­честву писателя. Потому что Владимир Федоров не только поэт-лирик, он и драматург, он и прозаик, он и непревзойденный фотограф, он и путешественник, он и краевед, он и журналист, он и фантаст. И, наконец, Владимир Николаевич Федоров - патриот  своего крошечного, заброшен­ного таежного мира. Таас-Тумус для Владимира Федорова эта своя «Роща - Нуоралджима».

Болезненно ревностным от­ношением к своим исконным корням, два наших корифея Лугинов и Федоров очень схожи. Для учителя словесника твор­чество Владимира Федорова - непочатый край, изучай и учись. Горькие строки о насильно «похороненной» родной деревеньке не могут никого оставить безучастным. Они особо близки  тем, кто родом из этого каменного мыса. «... К стенам приросшие тени, откликающийся вечным безмолвием лес», «сокрытый годами и листвой погост»  волнуют, теребят далекую память, далекое босоногое детство таас-тумусцев.

Поэтому творчество Владимира Федорова сближает бывших  односельчан, разбросанных по воле судьбы не только по Якутии,  но и по республикам бывшего  Союза. Боль души и сердца писателя по исчезнувшему родному селу близка и понятна им.

Но когда-нибудь «опальный  Китеж» соберет бывших односельчан там, «где черный мыс с  ночами слился, где с безлюдьем сросся окоём».

И тогда Таас-Тумус для своих потомков будет не только «ноч­ной столицей» их сна.

… И очень хочется верить, что  мы своей заинтересованностью: своей увлеченностью, своим стремлением к знанию «Подарим поэту вдохновение, Подарим поэту высоту» в знак своего признания и благодарности.

                           Из статьи Р.А.Ивановой, члена оргкомиссии «Подарим Поэту высоту»  «Кобяйский вестник» от 05.04.2011 год, с. 3

 

Воспоминания бабушки о Таас – Тумусе.

А в этом году я узнал одно интересное событие, оказывается, поэт Владимир Николаевич Федоров тоже мой земляк и связан с нашей семьей, поэтому решил сделать презентацию и написать сочинение.

Я узнал, что моя бабушка Иванова Анна Дорофеевна и писатель Владимир Николаевич Федоров родом из одного села Таас-Тумус. Сейчас бабушка  живет в селе Сайылык Кобяйского улуса.

Бабушка вспоминает много имен, например, Волковых, Харьковых, Азаргаевых, Молчановых, Красноштановых, Головы и других.

Она говорит, что училась вместе с Азаргаевой Леной, она была похожа на своего отца - бурята Азаргаева Баина Алтаевича, а мать её немка, звали  Елизавета Ивановна. Это была высокая стройная красивая женщина с большими печальными глазами, а сестру её звали Эрна Ивановна.

Село Таас-Тумус исчезло, но живет в воспоминаниях людей. Моя бабушка благодарит своего земляка-писателя за то, что он своей книгой « Гражданин № 1 навсегда исчезнувшего города» увековечил память о селе Таас-Тумус и его жителях. Благодарит Иванову Р.А. как идейного организатора и зачинателя поисковых работ по Таас-Тумусу и его жителям, а также кокуйских школьников и учителей.

Черноградский Влад. 11лет. Мукучи.

 

Экологические заботы родной Земли.

В этом учебном году на НПК школьников в селе Кобяй я успешно выступала с докладом «Отражение социально-экологических проблем Мукучинского наслега на страницах произведений наших писателей-земляков», поэтому с творчеством писателя В.Н. Федорова немного ознакомилась. Меня очень поразило стихотворение Владимира Николаевича « Атомный снег»:

«Город спал, только двое не спали,

Обнимаясь, по улице шли.

Фонари в небеса уплывали

И в сплошном снегопаде цвели.

Подставляя снежинкам ладоши,

Синевою светясь из-под век,

Говорила она:

- Мой хороший,

Посмотри, какой сказочный снег!»

Я тоже молода, как они. Мне тоже хотелось бы так гулять под сказочным снегом с любимым человеком, но, прочитав это стихотворение, боюсь, буду опасаться теперь: а не тот ли это ядовитый снег?

«Двое тихо под снегом шагали,

Загадав о любви на года,

И не знали, целуясь, не знали,

Что над ними витает беда.

Что в пустыне растерзанной где-то

Черный гриб над землёю расцвел

И поплыл над беспечной планетой

Хищным скопищем смерти и зол».

Такая беда не обходит стороной никого, например, ядерные испытания у нас тоже проходили. Подумайте, в одних только бассейнах рек Марха и Вилюй произведено 12 взрывов, отдельные из которых сопровождались аварийными выбросами. Наше село Сайылык Кобяйского улуса от границы Вилюйского улуса находится в часе езды на автомобиле, а река Вилюй протекает и по нашей административной территории. До Бадараннаха (Кобяйская земля), где тоже производились ядерные взрывы, 3-4 часа езды, так что наш Мукучунский наслег обложен со всех сторон. Вот почему так больно читать стихотворение нашего земляка-поэта Владимира Федорова « Атомный снег»:

«Темной ночью за дальним пределом

Он коварно свой лик изменил,

Обратился он в снег этот белый

И к счастливой земле заскользил.

Как смеялись они под порошей,

Как в любви он ей клялся навек...

Но ловила девчонка в ладоши

Свой последний, свой атомный снег».

Сердце щемит от жалости к тем влюбленным, которые не подозревали, что такой белый, такой пушистый снег может нести смерть. Она смеялась, называла его «скопище смерти и зла», «сказочным» и ловила, ловила в ладоши...

Владимир Федоров нашел тот единственно емкий образ влюбленной пары, через печальную судьбу которых, хочет достучаться до закрытых дверей спящего города, спящего государства. Но напрасно! Даже чернобыльская трагедия мало кого заботила. Масса людей вообще не информирована. В Кобяйском улусе население до сих пор не знает о ядерном взрыве вблизи Бадараннааха. Не сообщается даже точное место проведения взрыва или серии взрывов, не говоря об экологических последствиях этой акции. Ведь население до сего дня ездит через это место, Бадараннаах. Проездом видит домик, металлический хлам, оставшийся от тех времен. Молодые люди из года в год также гуляют под сплошным снегом, признаются «в любви на года…». Жители Мукучинского наслега употребляют зимой талую воду, летом пьют дождевую. Акция «Чистой воды» превратилась в долгострой, летний водопровод заглох на стадии старта, а знаменитый кобяйский карась попадается с язвой.

Другой наш земляк Андрей Кривошапкин - истинный патриот своего народа. В своем стихотворении «Раздумья у Джугджура», кстати, переведенной Владимиром Федоровым, красной нитью проходит тема разбойной эксплуатации исконной земли эвенков: «Прогресса бездумные бури», - точнее не скажешь. Становление алмазодобывающей, золотодобывающей, газодобывающей, гидроэнергетической промышленности полезное дело, но надо было это развивать по разумным технологиям, не ломая уклад жизни коренных жителей. А между тем остается в истории нестирающийся факт: энергию от Вилюйской ГЭС многие села получили с большим опозданием, например, село Сюльдюкар. Почти до конца 90-х годов не были газофицированы села Кобяйского и Вилюйского улусов, хотя газовая трасса проходила от села Сайылык в 3-х километрах. Только спустя десятилетия начали газофицировать село Сайылык, да и то делалось это хаотично, с перескоком.

Во-первых, загрязнение питьевой воды. На территории бывшего совхоза «Мукучинский» крупное озеро Арылах окончательно загажено техническими стоками и нефтепродуктами. По свидетельству местных жителей, это подтверждается документально. В речке между урочищами Бэстэх и Аччыгый Кюель утоплена, в несколько приемов, большая партия бочек из-под хлористого кальция, который используется при очистке глубоких скважин. Подобные экологические преступления со стороны работников « Якутгазпрома» совершаются нередко. От качества воды непосредственно зависит качество жизни, здоровья людей.

Во-вторых, население обеспокоено фактами подземных ядерных взрывов. Люди возмущены отсутствием гласности и научно обоснованного заключения по каждому факту ядерного взрыва.

В-третьих, на селе плохо, с преступной халатностью, хранятся минеральные удобрения и ядохимикаты. В селе Сайылык,  многие помнят, как питались говяжьим и свиным мясом местного производства с устойчивой красной окраской, которая не исчезала и после долгой варки.

В-четвертых, в улусе одновременно происходит ухудшение как экологии, так и социальных условий жизни, труда сельского населения. Наблюдается затопление и переувлажнение сенокосных участков. В совхозе «Мукучинский» «Якутгазпромом» выведено из строя сенокосных угодий, только в результате затопления, более 600 гектаров. Совхоз предъявил «Якутгазпрому» претензии в сумме 8 млн. рублей, от оплаты которой газовики до сих всячески уклоняются. Гнетущее впечатление оставляет, например, на всем протяжении пути от Кызыл Сыра до вахтового поселка газовиков Мастах-2 Кобяйского улуса вид некогда цветущих аласов, полей, превратившихся в заболоченные, изуродованные техникой и захламленные металлом местности. А сколько вообще «лунных» ям и «чертового» места оставлено будущим поколениям по всей республике, уму непостижимо.

Напрашивается вопрос, можем ли мы теперь гордиться нашими ресурсными богатствами, нашей флорой и фауной? Ответ однозначный: «НЕТ!!!» Думаю, многие со мной согласятся, кому жизнь дорога...

Николаева Шура. 17 лет. Мукучи.

Возвращение на Родину.

(По стихотворению В.Н.Федорова  «Возвращение в Таас-Тумус»)

Лирика В.Н. Федорова отличается откровенностью, эмоциональностью, напевностью. Стихотворение «Возвращение в Таас-Тумус» было переложено на музыку. В произведении встречается тема "малой родины".

Белая ночь опустилась над синею Леною, В дальние дали гудками зовут корабли, Только сегодня меняю я мир и вселенную. На этот крошечный, дальний кусочек земли.

Этот крошечный дальний кусочек земли породила яркого, самобытного поэта, воспевшего в своих удивительных стихах ее белые ночи, берега своей родной Лены, дорожки не знающие зла и беды. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта!

Вновь зачерпну синеву теплой детской ладошкою. И на песке оставляя босые следы, Я зашагаю горящей на солнце дорожкою, Добрый и светлый, не знающий зла и беды.

Мне, кажется, каждая строчка его стихов - это признание в любви родным местам, в котором прошло его детство.

Детство мое, озорное, таежное, дальнее, Где ты, куда ты сквозь пальцы годов утекло? Нет мне ответа, лишь нота былого печальная Памятью долгой звенит высоко и светло.

Чем дальше читаешь это стихотворение, тем больше оно нравится. В последних строфах чувствуется его большая тоска по Родине.

Больше никто мне уже не воротит минувшего, Эхом откликнется только - зови не зови - Белые звезды погоста в лесу утонувшего.    Белый мираж утонувшей в разлуке любви.

На мой взгляд, стихотворение "Возвращение в Таас-Тумус" можно отнести к лучшим произведениям Федорова. Так он стремится прославить свой крошечный, дальний кусочек земли, свою родину, свой исчезнувший родной поселок.

Это стихотворение привлекло меня своей искренней большой любовью к родной земле. Любовь к родной земле, к родному краю не забудется никогда.

Ефимов Ваня. 14 лет. Тея.

 

За каждое преступление следует наказание

Владимир Фёдоров — талантливый поэт, прозаик и переводчик. Он является автором нескольких книг.

В книгу Владимира Федорова «Сезон зверя» вошли пять рассказов и повесть. Из этой книги мне особенно понравился рассказ «Лунная соната».

Главные герои рассказа - охотник Павел Петрович Зарубин, его внучка Аня и пианист Дмитрий Ильич Альтов. События, описываемые в рассказе, происходят на Севере, в Колымске. Павла Зарубина в деревне называют Робинзоном за его нелюдимость, он живёт один, на отшибе посёлка. У него есть внучка Аня, которая живет в Москве. Она по специальности врач-хирург, приезжает из Москвы к своему дедушке погостить, его полечить.

Зарубин открывает внучке свою большую тайну. В начале войны начальник Колымлага Смирнов приказывает убить сбежавших из лагеря заключенных, называя их врагами народа. Он говорит, что это приказ самого Сталина. Смирнов в доказательство велел принести кисти рук убитых, за это обещает два мешка муки и крупы. Это считалось в то время большим богатством. Среди заключенных был музыкант Дмитрий Ильич Альтов - профессор Московской консерватории, лауреат многих конкурсов. Он - добрый, вежливый, очень культурный человек. Его арестовывают за то, что он плохо отзывался о симфонии, посвященной великому вождю - И.В.Сталину. Павел Петрович убивает Альтова и в доказательство отрубает ему кисти рук, а затем похоронил его. Он слишком поздно узнает, что убил ни в чем не повинного человека. И вот сорок лет Павла Зарубина мучает совесть. Альтов в августе каждого года три дня подряд приходит к Зарубину и требует вернуть свои кисти. Зарубин, все происходящие мистические события считает «божьей карой»  за совершенное им убийство, а себя проклинает за этот поступок.

Внучка Павла Зарубина, Аня, приехав в неусловленное с дедушкой время, узнает обо всем, и Альтов  подсказывает ей, как спасти своего родного дедушку. Она пришивает Альтову кисти рук и тем самым спасает деда от мук совести. В благодарность Альтов исполняет Анне красивую музыку -  «Лунную сонату» Людвига Ван Бетховена, именно это произведение, потому что это событие происходит в лунную ночь. Кроме   этого, автор этой музыкой хочет передать то чувство, которое волнуется из-за того, что сорок лет не играл на пианино. Ведь он был прекрасным музыкантом. И если он родился бы в наше время, он еще многого добился и прославил бы нашу страну.

В конце рассказа Альтов прощает Павла Зарубина, считая его «жертвой времени».

Дмитрия Альтова нельзя считать «государственным преступником», он - жертва сталинских репрессий. Что такое «репрессии», «сталинские репрессии» я узнала у своих родителей, когда готовилась к улусным Петровским чтениям в прошлом году. Там я выступила с докладом об участнике сталинских репрессий, нашем земляке, поэте, учителе - Иване Романовиче Петрове. Его тоже посчитали государственным преступником и посадили в тюрьму. Я думаю, что в то время много таких людей, как Альтов и Петров, стали жертвами сталинских репрессий. А жертвами сталинских репрессий считают людей, которые выражали несогласие с политикой Иосифа Сталина. Когда Сталин был вождем государства, все подчинялись его приказам, и во время войны умерло много людей из-за несогласия с его политикой.

Автор в своем рассказе через образ Альтова показывает, что даже такие образованные, интеллигентные люди, как Альтов, побывали в Колымских лагерях и многие из них умерли там.

Прочитав рассказ «Лунная соната» Владимира Федорова, я узнала многое о войне, как люди жили в то тяжелое время и без слов подчинялись приказам своего вождя Сталина.

Автор учит нас понимать боль других, помогать людям, уметь прощать ошибки других.

Аргунова Айта. 15 лет. Тея.

Умейте дорожить любовью

( по рассказу В.Н.Федорова «Портрет Марины Влади»).

Кто не знает Марину Влади, известную кинозвезду и жену русского поэта, певца и актера Владимира Высоцкого? Она играла во многих фильмах, в том числе и в фильме «Первая любовь». Успех ей принес фильм «Перед потопом», где она играла главную роль. Была замужем четыре раза. От первого брака у нее остались два сына: Игорь и Петр (Пьер). От второго брака - сын Владимир.

Но почему ее фотография висит на стене в комнате журналиста Виктора? Дело в том, что первая любовь Виктора была похожа на молодую Марину Влади. Вот почему он держит ее фотографию у себя.

Первую любовь Виктора, как ни странно, тоже зовут Мариной. Она его одноклассница. Жили по соседству и часто виделись. Учились вместе с восьмого класса, а заметили друг друга только в десятом классе. Во дворе играли в волейбол, и Витька старался попасть в одну и ту же команду с Мариной и «вытягивал» каждый неловко принятый ею мяч и гордо, в синяках, уходил с площадки, чувствуя на себе благодарный взгляд Маринки. Перестали они общаться после того, как Виктор не пришел ее провожать в аэропорт. Потом он об этом долго жалел.     После этого они не виделись. Виктор часто вспоминал о ней, хотел встретиться. Но когда один его товарищ сказал, что Марина вышла замуж, то ему сразу расхотелось даже вернуться в родной поселок.

Приехав в командировку (выпавшую как нарочно) в родной Углегорск, Виктор сразу же пошел искать Марину. Он не мог перестать думать о ней. Приглядывался к каждой прохожей, лишь бы встретить ее.

В день отлета он оказался на кладбище и нашел ее могилу, а в дате смерти узнал знакомое число. 28 февраля. За четыре дня до приезда в Углегорск с ним произошел странный случай. Когда он спал, с шумом упал портрет Марины Влади. Прибираясь за упавшими вещами, он посмотрел на старинный металлический календарь. Стрелки указывали двадцать восьмое февраля, хотя число того дня было двадцать седьмое. Значит, у Виктора был шанс приехать в Углегорск до ее смерти. Значит, по мистической случайности календарь указал день ее смерти. Может быть это случайность, а может быть и что-то сверхъестественное... Такое с людьми случается, но мы не придаем этому значения. Люди на расстоянии чувствуют, что их близкий человек в опасности. Но странно то, что Виктор ничего не почувствовал. Он даже не мог предугадать такое. Может быть, он, после этого, почувствовал себя виноватым, ведь он что-нибудь мог сделать. Может быть, его приезд обрадовал бы ее, и она потихоньку бы выздоровела и была бы жива? Кто знает? Но эта история, неважно, выдуманная она, или нет, заставляет смотреть на знаки судьбы со вниманием.

Может, такие знаки приведут к совсем другому положению дела? И можно спасти человека от любых бед. Рассказ, в основном мне понравился. Автор заинтриговал читателя в самой первой части рассказа. Мне было интересно, найдет ли он свою Марину? Конец меня шокировал. Мне бы хотелось совсем иного, счастливого финала рассказа. Но это воля автора. Видимо, таким трагическим концом он хотел предостеречь любимых, чтобы они берегли свои чувства, чтобы случайные эпизоды жизни не стали преградой всей их жизни.

Мне кажется, что великая сила любви сделала, чтобы два влюбленных человека встретились, но жизнь распорядилась по-своему. Им, Марине и Виктору, уже никогда не видеться в земной жизни, как бы ни складывались события, потому что Марина, не дождавшись своей любви, ушла навсегда... Вот это-то и не может простить себе Виктор. Что вовремя не понял, не нашел, не сберег свою любовь.

Дьяконова Маша. 16 лет. Тея.

Таас - Тумус - малая родина Владимира Федорова

Я родился в своей Вселенной, В самом сердце земли Саха, Где встречается с мудрой Леной Кареглазая дочь Лунха...

Владимир Федоров - русский поэт, который родился, живет в Якутии. Огромна его любовь к своей малой родине. Детство Владимира Федорова прошло среди рыбаков и охотников на слиянии рек Вилюй и Лена. Среднюю школу окончил в поселке Сангар. Затем с родителями переехал в Якутск.

В этом году я написала доклад «Таас Тумус — малая родина Владимира Федорова». Ознакомилась со стихотворениями поэта, которые он посвятил родным местам, самым близким родным людям.

Таас - Тумус - родное село Владимира Федорова. После войны отец писателя, участник войны, Николай Федоров встретил мать писателя в Таас Тумусе, и они поженились. Родители Владимира Николаевича работали на рыбозаводе: мать - технологом, отец - на катере. Владимир - первый ребенок, который родился в этом рыбацком поселке. Об этом написал в повести «Гражданин №1 навсегда исчезнувшего города», получил свидетельство о рождении №1. Все думали, что Таас Тумус будет городом.

Таас - Тумус - это устье седого Вилюя, левый приток великой Лены, ворота к Ледовитому океану. Это устье красивой Лунхи. Так пишет поэт о своем рождении: Я родился в своей Вселенной, В самом сердце земли Саха, Где встречается с мудрой Леной Кареглазая дочь Лунха...

В этом бывшем поселке рыбаков сейчас есть только один дом, родной дом писателя: Дом стоит, в котором я родился — Одинокий старый горький дом...

Огромное влияние на будущего поэта оказали бабушки. Бабушки Владимира Федорова - самые любимые люди. От своих бабушек Владимир Федоров услышал «про тройку удалую, что по Волге-матушке мчится, и «Когда на почте служил ямщиком...», и «Это было давно...». Особенно баба Маня знала множество русских народных песен, сказок, пословиц, поговорок. Баба Даша ее называет «минхавкой» по аналогии с бароном Мюнхаузеном, которого она называет бароном Минхазином: « - Опять наплела старя! Да энтих чертей сроду не было и нет! Минхавка твоя бабка Маня! Минхавка, говорю. Дайче мать-то тебе про барона Минхазина читала, придмывал-то все, вот и баба Марьюшка твоя - минхавка!»

А еще баба Маня любила рыбачить удочкой и научила внуков удить рыбу, приучила внуков с раннего детства любить природу. Все говорили, что Серега - «Дарьин любимчик», а Володя - «Марьин любимчик».

«Подсолнушок, ты мой, золотистый...»,- ласкала бабушка.

У Владимира Федорова есть стихотворения: «Бабушкины сказки», «Памяти бабушки Дарьи».

Моя бабушка Мария Семеновна Молчанова - Максимова родилась и выросла на берегу реки Лена. Она преподаватель Кобяйской детской школы искусств имени Захара Константиновича Степанова, руководитель клуба бабушек «Кубэйэ. Любимая песня моей бабушки - «Бу Лена» («Это Лена»). Бабушка часто бывает в родных местах. Я тоже с бабушкой была на ее родине, увидела дом писателя. Вот что я узнала из рассказа бабушки: «Поселок наш стоял на горе и был похож на грузинские селения, которые располагались на горе у реки. Дома стояли на холмах по два, по три дома. Жили русские, якуты, финны, немцы, татары, цыгане, украинцы. ...С Володей Федоровым мы жили по соседству, играли вместе детьми, учились в одной школе, сидели за одной партой до окончания школы. ...Мы всегда ходили за Анатолием Ивановичем, дядей Володи. Он писал стихи, пел. По крайней мере мы с Володей прочитали все книги, которые были в Таас -Тумусе. В Сангарах учительница Александра Михайловна Бурдонова так выделяла Володю. Он первым находил книгу, указанную учителем, всегда давал мне. Наверное, поэтому он стал позднее поэтом, писателем. Владимир Николаевич Федоров - хороший друг и надежный товарищ моего детства и юности».

4 декабря 2010 г. в селе Куокуй состоялась встреча   с В.Н.Федоровым,   был читательский час «Здравствуй, моя Родина!». На этой встрече была и моя бабушка.

Максимова Маша, 12 лет.

 Взаимоотношения человека и природы

(в повести Владимира Федорова «Сезон зверя»)

Русский поэт, прозаик, переводчик, драматург, журналист, лауреат премии имени П.А.Ойунского Владимир Николаевич Федоров родился, вырос и сформировался как личность на стыке двух культур в Якутии. Он навсегда сохранил в памяти родное село Таас - Тумус Кобяйского района, которое в конце 50-х годов переселили в районный центр Сангар.

Я прочитала его повесть «Сезон зверя». Герои этой повести - медведи: хромой медведь-зверь, хромой медведь-оборотень, медведь-инопланетянин и реальные люди-геологи. Действие в повести происходит летом. Геологическая экспедиция во главе с начальником партии Игорем Ильичей Белявским искала месторождение золота недалеко от рек Улахан-Юрях и Тыры. Вокруг их базы разворачиваются события повести.

Холодной зимой четверо охотников убивают в берлоге беременную медведицу, у которой в марте должны были родиться медвежата. Молодого охотника по имени Васька, они спускают еще раз в берлогу, чтобы тот отыскал там пестуна. Но в большой, глубокой берлоге Васька его не находит. А чудом оставшийся в живых медвежонок-пестун с голода съедает внутренности матери и двух маленьких существ «с кем должен был проснуться весной и кого должен был нянчить-пестовать, почему и прозывался в этом возрасте пестуном». Пестун. Такое имя придумали люди, которые лишили медвежонка матери, убили медведицу. Медвежонок-сирота в первые годы после смерти матери боялся людей. Он не умел считать, сколько лет прошло, как был изгнан медведицей из берлоги, но чувствовал, что много. Когда-то рыжеватая шкура стала темнобурой, «несла на себе отметины и медвежьих свадеб, и лосиных рогов, и разных превратностей судьбы. Он многому научился и многое узнал». В первые годы сиротства он очень боялся людей, но потом узнал, что они почему-то боятся его самого: убегали как только он появлялся. Человек был опасен всегда! ... В конце повести раненый медведь обретает окончательный покой в родной берлоге. Так завершается путь зверя, с которым читатель познакомится в начале повести.

Медведь-оборотень. Меня глубоко взволновала судьба Степана Хмурого. Отец Степана Порфирий Хмуров убил медведя-людоеда и, несмотря на запреты знахарки Акулины, не только снял шкуру медведя-людоеда, но и съел тушу. И за это стал оборотнем. Грех отца передался ни в чем не повинному сыну Степану. Детдомовский Упырь - надзиратель Хромой - Степан Хмаров - Тамерлан - это один человек, сын Порфирия Хмурова. Вначале он пытается воспротивиться звериному началу. Поэтому зимой в период припадка закрывался в яме, заблаговременно вырытой как подвал.        Несколько раз пытался покончить с собой. А весной у него опять пробуждалась тяга к жизни. Степан стал получать удовольствие от огромной физической силы и превосходства над всеми, от стремительного бега по лунным полянам, от ужаса, который неминуемо должен был пронзить каждого, увидевшего его...

Тамерлан. Так окрестил Степана Хмарова в экспедиции тематик из Ташкента. Тамерлан - старый полевик, промывальщик, проходчик. Лет десять назад пару сезонов работал в партии Игоря Ильича Белявского. Этим летом Тамерлана выпросил опять начальник партии Белявский. Почему Тамерлан? Он хромал немного, а на работе вечно ходил с железом: то с ломом, то кайлом, то с кувалдой.

Медведь - инопланетянин. Транскрил - 278 - «трансформированная криминальная личность» - это неологизм Владимира Федорова, автора повести. Компьютерный код Грэка Дира - ГД-278, М-19, Ф-42, В-3, МХ-21. В течение одного лемарского года на планете В-3 Грэк Дир должен пребывать в виде хищного живого существа негуманоидного типа МХ-21 с коэффициентом интеллекта 0,25. Он прилетел с планеты Лемар, которая в пять раз крупнее Земли и время там течет в пять раз медленнее. Гуманоидом Грэк Дир может только одни сутки в месяц в полнолуние, а в остальные дни - медведь. Грэк Дир обещал Вере помочь найти золото «поставить в интересных местах три пирамидки из черного сланца». С помощью медведя-инопланетянина геологи открывают месторождение золота: Грэк в интересных местах ставит три пирамидки черного сланца.

Студентка Вера - будущий технолог-геолог. Красивая, умная, добрая девушка из Белоруссии нравится всем трем медведям. Она прекрасно поет, любит природу и животных. Из рук Веры берет сахар медведь-зверь, которого спросонья Вера приняла за собаку Найду. Именно ее вспоминает зверь, пытаясь освободиться от петли, душившей ему горло: «...Зверь вдруг вспомнил маленькую ласковую человеческую руку и решил, что только она может помочь в его беде...».

С геологами в экспедиции находится иностранец Зденек Шастель. Биолог с чешским именем и французской фамилией. Он отлично говорит по-русски, перечитал на русском языке все труды о бабочках и облазил в их погоне всю Россию. Теперь приехал в Якутию, чтобы найти бабочку редчайшего вида -парусник арктический - Аполлон Арктикус.

На следующий день после дня полевика Зденек поймал ярко-желтую бабочку с двумя большими красными «глазами» на крыльях. Это был один из самых красивых парусников - Аполлон Эверсмана, который встречается только в Якутии и Магаданской области. Такой бабочки в коллекции Зденека не было, и в тот день у него сразу стало три. Такую добычу в первый день он счел хорошей приметой.

Действительно, к большой радости, большому счастью Зденек Шастель поймает заветную бабочку -Аполлон Арктикус: некрупкую и невзрачную серовато-белую бабочку с маленьким алым пятнышком на крыле. Геологи, ожидавшие увидеть чудо, были разочарованы находкой иностранца.

Писатель как бы говорит нам, что мы неотделимы от окружающей нас среды, являемся ее частью. Три сюжетные линии разворачиваются параллельно, чтобы столкнуться в конце повести. Транскрил Грэк Дир рассказывает Вере, что Тамерлан - оборотень. Вера и Грэк Дир собираются убить медведя-оборотня Тамерлана серебряной пулей, но убивает его настоящий хромой медведь. Оборотень на глазах Веры и Грэка Дир превращается в Тамерлана, и его хоронят по завещанию, составленному им лет пять назад.

Транскрил Грэк Дир спас настоящего зверя, когда пришел к Вере за помощью. Геологи тяжело ранят Грэка Дир, но его спасают инопланетяне: в дисколете ему сразу меняют шесть жизненно важных органов.

Настоящий медведь с трудом доходит до родной берлоги, сохранившей родной материнский запах. «Он уходил навсегда из мест, где боль, унижение и опасность сталкивались с ним нос к носу все нынешнее лето». Мы догадываемся, что он обрел окончательный покой. Так завершается путь зверя, с которым писатель знакомит в начале повести.

Медведь-зверь, медведь-оборотень, медведь-инопланетянин. Фантастическое и реальное дополняют друг друга, а история оборотня придает повести мрачный, трагедийный оттенок.

Из трех медведей Владимиру Федорову, мне кажется, близок медведь-зверь. Не случайно повесть начинается и завершается его судьбой. Дитя природы, медведь-зверь полностью предоставлен своей судьбе. Он рожден самой природой и ею же защищен, но он беззащитен перед теми, кто вторгается непрошенно в нее. Люди убили медведицу, лишили медвежонка счастья еще в пору его беззащитного детства.

Таким образом, главная тема повести - взаимоотношение человека и природы. Человек и природа неотделимы друг от друга. Человек является частью природы. Все события происходят на природе.

Повесть «Сезон зверя» выражает протест против жестокости, бездушия людей.

Максимова Таня, 17 лет.

Печальная история о Жаннет

Владимир Николаевич Федоров родился в маленьком селе Таас Тумус на берегу реки Лена. Раньше там был рыбозавод, после закрытия которого переселили всех жителей в районный центр. Этим летом я побывала в составе экспедиции в Таас Тумусе. Мне было интересно побывать на том месте, где жила в детстве моя мама с родителями. Там сохранился родной дом писателя, где есть уголок писателя. Меня заинтересовала повесть «Звезда голуболикой Жаннет».

Здесь рассказывается о судьбе экзотической обезьянки с красивым именем Жаннет. Ее родина - Африка. Там, в джунглях, случился страшный пожар. Крошечную двухнедельную обезьянку голые чернокожие дети подобрали на пепелище, а их родители продали за нитку стеклянных бус торговцу. Тот сбыл капитану корабля, плывшего из Африки в Европу. Капитан был порядочный человек, дал обезьяне имя Зинка. На корабле Зинке жилось хорошо.

Во время стоянки на корабль поднялся Степан Свистунов, брат капитана. Увидев Зинку, он решил стать пляжным фотографом. Капитан, надеясь, что брат исправится, согласился: «Ладно уж... Забирай. Кому бы другому - никогда. Только будь ты человеком, замучился с тобой». В первое время, действительно, Степан с Читой завоевал популярность отдыхающих на пляже. Но встреча с бывшим собутыльником Кашалотом все изменила: за неделю Степан спустил все деньги. Денег на опохмелку не хватило, и он решил продать Читу. Так обезьяна Чита попалась к третьему хозяину Сурену Вахтанговичу Нодия и стала Жаннет.

Встреча с главным администратором Колымской филармонии Ким Лазоревичем Поповым в Адлере оказалась поворотной в судьбе Жаннет и укротителя морских свинок и индюков Сурена Нодия.

Сурену Вахтанговичу Нодия 45 лет. С самого детства любил всякую живность, поэтому отец устроил в театральное училище за взятку. Окончил училище, хотя всегда ходил в последних. Ростом тоже не вышел, в 20 лет стал лысый. После училища шесть лет в подручных - ассистентах ходил. Кормил, поил зверей, сутками трюки с ними отрабатывал. Затем стал укротителем морских свинок или индюков. Но Сурен Вахтангович любил свою профессию, по природе он романтик. Потом появилась у него оказалась обезьяна, которая оказалась способной, сообразительной. Возвышенная душа Сурена оказывается в отношении к обезьяне, которой он дал красивое имя Жаннет. Жаннет оказалась способной, сообразительной, и карьера артиста пошла в гору.

В цирке начали, наконец, Сурена за человека считать, в филармонию приглашать стали... Пять лет с Жаннет потихоньку в гору лезли.

Сурен Подия в то же время это расчетливый человек. Пребывание на Севере он воспринимает как временное явление и ждет, когда наступит поворот в его судьбе. Он видит вокруг холод, однообразие и уныние. Вот так описывает автор его первоначальное восприятие природы Заполярья: «Сурен Вахтангович молча прилип к иллюминатору и грустно закачал головой, внизу медленно плыла белая равнина, и лишь не замерзшая еще окончательно пека пересекала ее черной извилистой лентой». В первый же день Жаннет простудилась и заболела пневмонией. На карту была поставлена судьба 11одия: «Эх, Жанка-Жанка, прости дурака... Только выздоравливай, пожалуйста, богом тебя молю! Как поправишься - тут же купим билеты -и домой. Ну его, к черту, этот Север, вместе с деньгами, славой, морозами!». Но живое участие северян в судьбе больной Жаннет немного скрасило впечатление от Севера, Сурен Нодия вынужден признать: «Спасибо, люды ващи хорощие, замэчательные просто люды». Благодаря заботливому уходу и участию всех жителей «Голливуда» - общежития артистов филармонии, Жаннет выздоровела, но пристрастилась к водке, которую по совету флейтиста Сан Саныча давали ей как лекарство.

Есть в повести один человек, который не любит Жаннет. Это конферансье и фокусник Егор Михайлович Соловьев. Он не может простить Жаннет своего испуга и поэтому наливает ей в рюмку чистый спирт, а потом еще дает вторую порцию запивать. Даже собутыльники фокусника обвиняют его в мерзости: «Ну и сволочь ты, Егор она же не человек все-таки, животное».

Жаннет так же, как и человек, тоскует, любит, мечтает, радуется. В минуты тоски приходит к Юле и Але, у которых находит сочувствие и приют. Девочки ее утешают, играют вместе, называют ее ласково Жанночка.

Однажды Жаннет по телевизору увидела родину и обезьян. И с тех пор почти каждую ночь ей стали сниться джунгли. В этих снах Жаннет летала, «держа в правой руке гроздь бананов и ловко хватаясь левой за лианы, она летела неправдоподобно гигантскими скачками вместе с несколькими собратьями к своему жилищу, где ее ждал Он». И мы узнаем, что любовь ко всему живому свойственна животным и людям, особенно обезьянам, от которых произошли мы, люди.

В конце повести Сурену Вахтанговичу присваивают звание заслуженного артиста Заполярной Советской социалистической автономной области, а через две недели он получает телеграмму - приглашение принять труппу львов и тигров в Кавказ-цирке в связи с выходом на пенсию заслуженного артиста Абовяна. Сурен о таком предложении не смел даже мечтать. Он уезжает на родину, а Жаннет сдает в живой уголок дома пионеров. Хотя ясно понимает, что Жаннет с таким пагубным пристрастием к алкоголю обречена. Сурен даже предупреждает директора дома пионеров, что Жаннет немного выпивает. Это было время, когда вся страна включилась в общенародную борьбу с алкоголем. Поэтому директор напоминает Сурену Нодия главный принцип времени: «не умеешь - научим, не хочешь - заставим». Жаннет с горя умирает, и Сан Саныч, пришедший навестить ее после больницы, увидел только чучело. Мы слышим запоздалое извинение Сан Саныча, который первый приучил Жаннет к алкоголю: «Прости нас, Жанка! Прости! Прости нас!».

В этой повести наряду с Жаннет видим и теленка, который предпочитает траве пиво. Люди, ее спасители и погубители, так и не поняли, чем они были в жизни этой маленькой обезьянки, голуболицой Жаннет. Наивная и доверчивая, она погибла, потому что оказалась ненужной людям. Лучше бы ее не приручали. Не будь пожар в джунглях, иной была бы судьба этой экзотической обезьяны...

Данилова Роза, 17 лет.

Долг человека

(По стихотворению В.Н.Федорова «Долги»)

Что такое долг? Ответ на этот вопрос мы находим в стихотворении замечательного поэта и прозаика В.Н.Федорова.

Долги, долги ~ великие и малые... Я самого рождения в долгу Перед далеким предком, перед мамою, Перед селом на ленском берегу.

Раньше я об этом никогда не задумывалась. Но после чтения стихотворения «Долги» задумалась, а действительно, человек в своей жизни имеет много долгов. Перед родителями, друзьями, родиной. Это стихотворение открыло мне глаза на многие вещи.

Каким же надо быть человеком, чтобы понять в этой жизни для чего он живет. Я думаю, что именно такой человек, который понимает, что живет не только для себя, но и для других. Если человек знает, что он нужен другим, если он думает об окружающих, то я считаю такого человека, человеком долга. Вот, например, не каждый человек понимает, что он в долгу перед людской добротой. А если человек понимает долг перед людьми, то он и сам добрый, думает о других, ему не безразличны судьбы других людей. И мне, кажется, что В.Н.Федоров очень образованный, культурный и воспитанный человек.

Долги плачу. Но плата так ничтожна, Что я о ней не смею говорить. И сколько бы на свете я не прожил, Мне никогда сполна не уплатить.

Автор этим стихотворением говорит о том, что долг перед Родиной оплачивается честным, бескорыстным трудом. А родина - это твой родной дом, улица, село, страна. Именно любовь к родине вызывает чувство готовности защищать родной край.

Я думаю, что Владимир Федоров еще отыщет своим чутким взглядом много красоты своей родины, и напишет новые прекрасные стихотворения.

Попова Галя. 14 лет. Тея.

Великая сила любви

(По рассказу В.Н. Федорова «Вечерняя прогулка по свежему воздуху»)

Рассказ «Вечерняя прогулка по свежему воздуху» написан во времена расцвета геологии в Якутии. Семь геологов, и в их числе одна девушка, уже четыре месяца живут на местности Сете-Дабан. Рассказ ведется от первого лица, (сам автор-геолог по профессии, на встрече со студентами он как-то рассказал, что этот рассказ основан на реальных событиях), поэтому в какой-то степени он автобиографический.

Так с чего же начинается рассказ? В день перед днем рождения Тани, единственной девушкой в экспедиции, все в поисках подарка и все в счастливым волнении. Именно здесь все чувства, все фантазии представлены в превосходной форме. Герой, от чьего имени ведется рассказ, поймал специально для Тани зайчика, который ждет своего часа в тесном ящике из-под тушенки, или старший геолог Костя, который приготовил, наверно, свой фирменный пирог...

С первых минут появления Тани на страницах рассказа читатель начинает чувствовать, что она приносит всем радость, удивление: « А Танька без подкрашенных ресниц и намаженных губ ни в один маршрут не вышла, хоть и посмеивались мы над ней, но красота -великое оружие, и ею-то подсекла нас студентка под корень». Так автор описывает внешность Тани: «Волосы - золотое облако над головой. Войдет в комнату и как будто изнутри все осветит. Глазища огромные, серо - голубые, сапфировые, а фигурка -словно балерина». Посмотрите, как красиво сравнивает автор девушку и еще удивляется: «каким ветром занесло в геологию такую красавицу?!» Все мужчины ласково называют её «наша принцесса». А она, как истинная леди среди одиноких мужчин, никого не выделяла, ко всем относилась одинаково хорошо. Но сами мужчины всегда стараются привлечь внимание девушки. Особенно старается Санька. Его влюбленность в Таньку переносится им на всех людей и даже на предметы. Автор рисует Саньку обыкновенным молодым человеком, в данный момент он - практикант-дипломник.

Что же произошло? В поисках подарка Саня, Николай, которые еще не успели найти хоть какой-нибудь подарок, и автор «за компанию» отправляются по берегу Восточной Хандыги в поисках жилы кварца. Так -как дело было осенью, быстро темнело и по возвращению домой они замечают, что вода на реке поднялась, где-то, наверно, пошел дождь. Все медленно   двигались, держась   за   руки, и вдруг   Саньку   ударило   по   ноге валуном, и все трое с криком рухнули в воду. И так началась борьба за жизнь. Твердя про себя «я - счастливый, я -удачливый», автор выбрался на берег, и сразу начал взглядом искать друзей: Николай выбрался, его корежило от рвоты, вода хлестала изо рта. А что с Санькой? Он так же выбрался, значит, живой. Но не очнулся, и его начало обратно тянуть в реку, и тут автор вовремя его подхватил. Николай стал трясти Саньку, звать его, и он вдруг открыл глаза, повернулся и спросил: «Где Танька?». После того все успокоились, стали обсуждать, кто кого вспомнил или увидел во время беды. Оказалось, что Николай вспомнил свою мать, а автор - свой удачный пирог с углем, Санька явственно увидел стоящего на берегу Таньку, которая его звала и плакала.

Когда возвратились в лагерь, то все стояли на ушах. Оказалось, что Танька предчувствовала беду, говорила как в бреду, что нужна помощь, говорила, что Саньке плохо, даже лодку заставила накачать. Когда все трое потом зашли в палатку к ней, она уже спала, как будто знала, что с ними уже все порядке. Санька осторожно взял аметистовую друзу и поставил кристаллы к самому Танькиному изголовью. Она легко улыбнулась, глубоко вздохнула, будто что-то почувствовала.

Все закончилась хорошо. Но можно гадать, как все-таки Таня узнала о несчастии с Санькой? Можно лишь догадываться, что это была волшебная сила любви.

Лугинова Ира. 16 лет. Тея.

Вечерняя прогулка

(По рассказу «Вечерняя прогулка по свежему воздуху»)

Знакомство с творчеством В.Федорова дало мне много интересного, о чем можно подумать. В его книге «Сезон зверя» меня заинтересовал рассказ «Вечерняя прогулка по свежему воздуху», потому что главные герои рассказа молодые люди, студенты, которые только собираются получить специальность геолога. Действие происходит в геологической экспедиции. Автор в этом произведении пишет о преданности в любви. Как молодой человек хотел подарить на день рождение своей любимой самый лучший подарок и обрадовать ее. В центре внимания одна девушка, ее зовут Таня. Она была очень красивой, доброй. Все ее обхаживали, баловали, помогали в трудных ситуациях. Но больше всего за Таней ухаживал ее однокурсник Саня, и Тане он нравился. Здесь мы видим искренние и теплые отношения студентов друг к другу.

Накануне дня рождения Тани мальчики хотят сделать ей подарок, и все об этом думают. Особенно волновался Саня, который больше всего хотел удивить девушку своим необычным подарком. Саня уговорил своих товарищей сходить с ним за пять верст за природным хрусталем, ему повезло и он нашел аметист. По пути они должны были перейти речку. На обратном пути, вода прибыла в речку, и перейти было уже невозможно. Когда они переходили речку, вот тут, то мы видим сильные чувства воли молодых людей. Каждый борется за жизнь, думая при этом о своих товарищах. А Санька не умел плавать. Спасли его товарищи. В это время в лагере Таня почувствовала, что что-то случилось, она очень перепугалась, подняла всех на ноги.

Прочитав этот рассказ, узнаешь про жизнь геологов, в каких ситуациях они работают. И в таких случаях, в работе в экстремальных условиях должны рядом быть люди, мужественные, ответственные, которые ценой своей жизни готовы помочь, протянуть руку помощи. В образе молодых геологов мы видим людей преданных своему делу, своим товарищам готовых помощь в любом ситуации, когда это нужно.

Герои рассказа, молодые люди, очень добрые, романтичные, преданные в любви и близкие к природе. В рассказе наблюдается искренние чувства зарождающейся чистой любви молодого/девушки и парня. Готовность на многое, чтобы возлюбленная была счастливой и радостной.

Дьяконова Лиза. 17 лет. Тея.

Снегири

По решению Союза охраны птиц России с 1996 года ежегодно избирается птица года, которая привлекает особое внимание населения и нуждается в охране. 2008 год был Годом снегиря. С наступлением зимы каждый год я вижу снегирей. Это яркоокрашснная птица всюду бывает заметна.

Снегирь — это небольшая птица весом 30 - 35 грамм. Особенно хороши красногрудые самцы: на голове черная бархатная «шапочка», серовато-голубоватая спинка. Крылья и хвост черные, задняя часть шеи, надхвостье и подхвостье чисто-белые. Самки окрашены поскромнее: нижняя часть - буровато-серая. Клюв у снегиря черный, короткий и толстый. Снегири - стайные птицы.

На территории России встречается три вида снегирей: обыкновенный снегирь, уссурийский снегирь, серый снегирь. У нас в Якутии встречается обыкновенный снегирь - ымыы, бала5ан ымыыта. Это птица семейства вьюрковых отряда воробьиные. Латинское название Руптш1а ругтпи1а («огненный»).

Якутское название птицы «ымыы» по объяснению в словаре Пекарского означает - «нужная поддержка, защита, амулет с таинственной силой духов». Согласно библейским легендам, снегирь также охраняемая народом символическая птица.

Снегирь - не зимний гость, который появляется со снегом зимой. Летом его трудно увидеть, он ведет себя очень скрытно в темных хвойных лесах. Иногда селятся там, где хороший травостой и лиственные леса. Там-то снегирь «исчезает». Гнездо строят невысоко на ветвях из веточек, трав, шерсти и перьев. Кладка в начале июня. В кладке бывает 4-6 светло-голубоватых яиц с темными крапинками. Насиживает самка в течение 13-15 дней, ее изредка сменяет и подкармливает самец. Птенцов кормят оба родителя. Птенцы находятся в гнезде 15-16 дней. После вылета молодых родители продолжают подкармливать их еще около 10 дней. Сейчас многих стали интересовать эти ярко-красные птицы. Люди не узнают снегирей на улице, фотографируют. В газете «Кэскил» написали статью про красивых птиц. А это снегири.

Розовых грудастых снегирей увидел поэт Владимир Николаевич Федоров в городе. Об этом написал в стихотворении «Снегири»:

На березке, что под снежной пудрой Зябнет меж домов и фонарей, Я увидел тихим зимним утром Розовых грудастых снегирей.

Снегири... И как вы залетели

В это царство камня и стекла?

Может, заблудились вы в метели,

Той, что ночью город подмела?

Или, может, загрустив немножко,

Старый бор, наперекор зиме,

Выслал мне под стылое окошко

Розовую память о себе.

Снегириный пересвист услышав,

Снова я ушел в свои леса,

Бросив мир, где на бетонных крышах

Серые дерутся воробьи.

Вновь прошел знакомыми местами,

Шлейф костра взметнулся ... и погас.

Снегири, куда же вы, останьтесь!

Я вам ягод вынесу сейчас.

Сметанина Валя.14лет.

 

Вороны

(Стихотворение «Сказка о белой вороне»  В.Н. Федорова)

В стихотворении «Сказка о белой вороне» поэт показывает человеческие отношения через образы птиц. Стихотворение имеет ироническое содержание, когда поэт показывает людей через белых и черных ворон.

Черные вороны — это люди, которые имеют черную душу. А белой вороной поэт показывает все хорошее и светлое. В народе есть высказывание «белая ворона», обычно так говорят о том человеке, который каким-то способом выделяется из толпы. И все окружающие эту «белую ворону» стараются как-то задеть.

Если переложить в стихотворении образы ворон на образы людей, то будет так:

«Родился человек непохожий на других, с светлой душой и с другими взглядами на все окружающее, но его окружают совсем иные люди, не похожие на него. Они не понимали друг друга. Для них не приемлема «белая ворона». Они считают, что если есть, то должен быть как все. Жить как они, думать как они, делать то, что делают все. Окружающие люди сделали все, чтобы «белая ворона» стала как они. Но в душе она осталась такой же белой и светлой. Просто на первый взгляд его внешность была схожа с другими. И человек с светлой душой не выдержал в своем теле «черное» и умирает. Не выдержала душа человека такого к себе отношения и не понимания. Он остался верен себе».

В стихотворении поэт нарисовал образ человека, который так и не смог смирится с тем, что окружающая среда не понимала его. Под давлением он становится таким, каким его хотят видеть. Но он другой... И жизнь его должна была быть другой. Он не хотел жить как все, может у него были другие мысли, другая цель.

Читая это стихотворение понимаешь, как автор умело показал свои мысли, убеждения. Мне, кажется, Владимир Николаевич хотел убедить нас в том, чтобы мы оставались такими, какие мы есть, а не такими какими нас хотят видеть.

Дьяконова Марианна. 14 лет.

 

Большие беды маленьких людей

«Приезжают    лилипуты!

Мчались слухи по деревне.

Будоража весь народ».

Прочитав это стихотворение, честное слово, мне тоже вслед за автором стало жалко этих маленьких людей. Я себе представил картину, как шушукаются люди за их спиной. Кому понравится такое отношение к себе? Готовясь к докладу , я узнал, что лилипутами считаются люди, имеющие во взрослом возрасте рост не более 1 метра 40 сантиметров (для женщин - не более 1 метра 30 сантиметров).

Лилипуты отличаются от карликов, которые рождаются с нормально развитым туловищем, но с короткими ногами, гармоничным телом. Что самое любопытное, оказывается, дети-лилипуты могут рождаться у вполне нормальных людей. Не дай бог этого!

Я узнал с радостью, что маленькие люди могут работать в цирке. Есть специальный цирк маленьких людей, который существует более шестидесяти лет - с 1946 года. Но говорят, что ещё в годы войны маленькие артисты ездили с концертами по фронтовым госпиталям. Конечно, не все лилипуты становятся артистами. Есть такие , у которых судьба очень тяжелая. Бедные маленькие люди, они действительно на улице чувствуют себя неуютно. Никто не понимает, что они такие же люди, но только маленькие. Я радуюсь, что прогноз роста детей из нашего класса показал, что никто из нас патологию роста не имеет.

Я благодарен своему земляку-писателю Владимиру Николаевичу Федорову , что он своим стихотворением « Лилипуты» заставил меня пожалеть маленьких людей. Я надеюсь, что жизнь станет добрее ко всем слабым, маленьким, покинутым.

Кычкин Игорь. 13 лет.

Любовь и разлука

(По рассказу «Сорок дней»)

Передо мной лежит произведение Владимира Федорова «Сорок дней». Владимир Федоров в прошлом геолог, а ныне известный литератор и журналист, член Союза писателей России. В этом произведении намечена волнующая тема любви и разлуки с любимым человеком.

Автор поднимает проблему о потере любимого человека и как тяжело это бывает. Что может почувствовать человек, который потерял единственного любимого человека и надежду на жизнь. Этим человеком является наш главный герой — Влад. Влад — лучший астролетчик, молодой, красивый, холостой человек. Действие происходит в 2142 году, когда человек перешагнул в космос и создал роботов таких, как люди.

Влад встретив Лону влюбился «как волна несет от берега потерявшего силу пловца». Это была очень милая, красивая, смешливая девушка.

Человек ради своей любви, готов на все. Несмотря на смерть Лоны Влад очень хочет вернуть ее, потому что он очень сильно любит и жить без нее не может. Он страдает, мучается, все время думает о своей любимой. Вокруг него только грусть, одиночество и тьма.

Так, перед нами рисуется картина и любовная, и фантастическая, и нереальная. По словам автора, Вега была укутана в несколько сфер мощных полей и не одна частица грубой материи не могла проникнуть на поверхность планеты. Но как Влад смог войти на планету? Может быть сильная, истинная единственная любовь и вера помогли ему попасть в Вегу.

Автор очень естественно и реально рисует никогда не видимую человеческому глазу природу иной планеты. «За рощей показался небольшой изумрудный лужок с вьющейся по нему, едва намеченной по верхушкам трав и цветов тропинкой». Здесь есть и «необычно крупные ромашки, которые лишь слегка проснулись под его весом». Влад там и встретил свою Лону.

После чтения этого произведения я узнала, что люди после смерти их души летят в Вегу за сорок дней. И живут в вечности.

Рассказ заканчивается очень романтично и помогает нам увидеть будущее.

Яковлева Сардаана. 17 лет.

Отношение к животным как проблема нравственности

( По повести  В.Н. Федорова «Звезда голуболикой Жаннет»)

Владимир Николаевич Федоров - поэт, прозаик, драматург, журналист. Член Союза писателей России, член Союза журналистов России, действительный член Академии духовности, заслуженный работник культуры, лауреат Большой литературной премии Союза писателей России, лауреат Государственной премии, награжден медалью А.С.Пушкина. А главное, он наш земляк, который родился в Тас-Тумусе и детские годы провел в поселке Сангар.

В.Н.Федоров - автор полутора десятка книг, в том числе сборников стихов "Звезда в снегу", "Автограф души", "Красный ангел", "Формула любви", книг прозы "Звезда голуболикой Жаннет", "Сезон зверя", нескольких научно-популярных книг о шаманизме. Но подробнее я хотел бы остановиться на повести «Звезда голуболикой Жаннет». Главная проблема повести - это проблема отношения человека к животным, проблема нравственности.

Наш мир прекрасен и многогранен во всех проявлениях. Но, к сожалению, агрессия (черта, присущая только человеку) является неотъемлемой частью нашего бытия. Мир таков, каким мы, люди, его делаем. Ведь если б хозяин той самой обезьянки отучил её от спиртного, следил за ней и не выбрасывал её в коридор, то не было бы таких ужасных мучений, в результате которых она умерла.

В отличие от нас, животные берут из окружающей природы только необходимый минимум для поддержания жизни, им и в голову не приходит, что можно получать удовольствие от причинения боли другим.

В начале этого произведения я думал, что всё-таки существует любовь между животным и человеком, но я глубоко ошибался. Хозяин всегда переживал за Жанку, заботился, когда она болела. Но за маской заботливого хозяина скрывался совсем другой человек. Оказывается, она нужна была ему лишь для того, чтобы получить звание Заслуженного артиста. После того, как он удостоился этого звания, он просто отдал обезьянку в приют, где она и умерла. Скончалась она не только от скуки по бывшему хозяину, но и от недостатка алкоголя для храбрости, к которому она так привыкла, что и привело её к гибели.

Это произведение очень сильное. В нём ясно виден призыв к тому, что мы должны быть верны нашим братьям меньшим. Мы не должны их предавать. Эта проблема затрагивает не какого-нибудь отдельно взятого человека, а каждого живущего на планете.

«Изменив себя - ты меняешь мир вокруг» - вот убеждение писателя В.Н. Федорова. Так давайте делать его добрее вместе с животными - нашими соседями по планете!

Федоров Александр. 16 лет. Сангар.

Сказочная любовь

Мое любимое произведение у Владимира Федорова-рассказ «Большая белая рыба». В этом произведении повествуется о большой сказочной любви между обычным парнем Сергеем и девушкой русалкой.

Сергей молодой человек, только что отслужил в армии. Он служил радиовойсках, стал оператором первого класса. Из содержания рассказа можно сделать вывод, что он очень любит природу, разбирается в охоте и рыбалке, уважает пожилых людей. Он умный, внимательный, добрый.

Событие рассказа происходят на фоне природы. Сергей остался один на один с природой, в нетронутой тайге. Кругом зеленые отроги гор, река хрустальной чистоты. Автор называет эту красоту «рай земной». Читатель как будто ждет, что в таком райском месте должно случится что-то необыкновенное, волшебное.

Сначала Сергей слышит красивую песню. Он поддается незатейливым чарам этой песни и сразу зауважал неведомую вокалистку, думая, что это человек. Потом во время рыбалки молодой человек задевает её трезубцем, думая, что это рыба. Так происходит встреча: Сергей с ужасом бежит в избушку, а русалка с отчаяния уплывает в глубину. Парень испытывает разные смешанные чувства. Естественно, он не верит увиденному. Прекрасная русалка не выходит из его головы. Любопытство берет свое, и на завтрашний день Сергей, поборов свой страх, отправляется на ее поиски. С этого дня начинается история их сказочной любви, их счастья. Сергей по настоящему влюбляется в русалку. Она очень красивая, молодая. У нее васильковые глаза, золотистая волна волос. Парень в шутку называет любимую «великой колдуньей».Она как будто околдовала его. Он не может думать ни о чем другом, кроме нее. Вот как автор описывает чувства молодого человека; он «так привык осязать и видеть ее рядом, слышать ее дыхание и голос, что без нее разом почувствовал себя погруженным в какую-то пустоту».

Но их счастье на земле было не долгим. Наступает пора расставания. Ей узнавшей настоящую любовь, приказано уйти под воду. Сергей не может отпустить любимую и тем самым обречь себя на пожизненные муки. Он выбирает любовь и уходит с ней под воду. Приехавшие дедушка и бабушка с ужасом обнаруживают следы внука ведущие в реку.

Я думаю, что никто из читателей, которые знают, что такое настоящая любовь, не станут осуждать поступок Сергея. Потому что любовь-это великое счастье и за нее надо бороться. И любящий человек не остановится ни перед чем, ради того, чтобы быть с любимым. В этом и заключается главная идея рассказа Владимира Федорова.

Аммосов Вася. 16 лет.

Владимир Федоров-русскоязычный писатель Земли Якутской

Владимир Николаевич Федоров родился 31 марта 1951 года в поселке Таас-Тумус Кобяйского улуса. В те годы в поселке Таас-Тумус жили рабочие рыбозавода и искатели газовых месторождений. Романтика таежных троп и новых открытий полезных ископаемых привели его в Якутский государственный университет на геолого-разведочный факультет. В 1975 году получив специальность геолога он несколько лет работал в геологоразведочных партиях, ирколесил труднодоступные таежные тропы Якутии и Магадана.

Владимир Николаевич еще с юных лет увлекался литературой. Больше всего любил стихи Я. Смелякова, Н.Рубцова, В.Соколова. Вскоре сам пробовал писать стихи. Его первые поэтические произведения опубликовались на страницах газет «Советская Россия», «Комсомольская правда», журналов «Сельская жизнь», «Техника молодежи» и др. Молодой геолог регулярно посылал свои корреспонденции в редакции газет «Молодежь Якутии» и «Социалистическая Якутия». Вскоре В.Федоров стал руководителем литературного объединения «Горизонт». Потом молодого поэта и прозаика пригласили сотрудником журнала «Полярная звезда». Через некоторое время В.Н. Федоров становится заведующим отдела журнала, потом его главным редактором. В эти годы В.Н. Федоров очень увлеченно работает в жанре поэзии. Он был участником восьмого Всесоюзного совещания молодых писателей. Тогда его приметил известный Российский писатель Егор Исаев, который пригласил его посещать семинарские занятия по творческому мастерству. В 1982 году В.Н.Федоров издал свою первую книгу стихов «Звезда в снегу». Потом друг за другом появились в печати его поэтические сборники «Автограф души» (1986), «Красный ангел» (1991), «Формула любви» (1995). Молодой поэт посвящал свои лирические стихи теме любви и дружбы, воспевал красоты родной якутской природы, братскую солидарность народов Якутии. Но читателю особенно  полюбились трепетные, полные света и радости его стихи о первой любви:

И вконец опьяненный Весной и тобою, Пил я звонкое счастье До боли в зубах. И звалось это счастье Самой первой любовью, Той что только однажды Нам дарует судьба.

В.Н. Федоров в своих поэтических произведениях обращается к исторической тематике. Например, в произведении «Созвездие Марии» воспевается героический подвиг русской женщины Марии Прончищевой, разделившей тяжелую судьбу своего мужа, покорившего суровые условия Арктики. Не менее интересны его поэтические произведения, посвященные этой тематике, например, читателя не оставит без внимания произведение о дружбе народов якутской девушки Абакаяды и его друга Семена Дежнева. В последние десятилетия писатель успешно занялся прозой. «Сезон зверя» так называется произведение, повествующее отрывки из автобиографических моментов жизни самого писателя. В образе героев этой повести Веры Заимхиной, Валеры и др. отражаются беспокойные будни молодых геологов. Здесь реальные жизненные факты соприкасаются с миром фантастики, в результате человеческая жизнь освещается многогранно, с разных сторон. В ней утверждаются светлые общечеловеческие ценности. В одноименном сборнике повестей и рассказов внимание читателя несомненно привлекает произведение «Лунная соната». Главный герой рассказа — жертва ГУЛАГа, профессор Московской консерватории Альтов. Произведение написано в духе рассказа Н.Заболоцкого «Марфа». Как и Марфа, главный герой рассказа Альтов, будучи непогребенным по христианским обычаям, бродит на белом свете. Его мятежная душа частенько беспокоит повседневную жизнь реальных людей. Скрупулезно описывая мучительные приключения души Альтова, писатель убедительно раскрывает большую зависимость человека от жизни общества. Очевидно, в его творческом почерке мирно соседствуют два начала: реальные и фантастическое, рациональное и иррациональное.

В.Н. Федоров порадовал юных читателей произведениями сказочного повествования, такими как «Страшная тайна железного рудокопа», «Приключения Барона Мюнхгаузена на Полюсе холода», «Звезда голуболикой Жаннет». Затрагивая экологическую и военную тематику, писатель для детей написал интересные произведения «Гражданин №1 навсегда исчезнувшего города», «Рассказ солдата», «Сны ветерана», «Белая элегия» и другие.

В.Н. Федоров известен и как драматург. Он много лет изучал жизненный путь и широкую общественную деятельность эпископа земли Якутской, Камчатской и Амурской - Иннокентия Вениаминова, впоследствии ставшего митрополитом Московской области. Для того, чтобы собрать наиболее полные сведения о нем писатель В.Н. Федоров съездил даже Сергиев - Посад и привез ценный материал для своей будущей драмы. В 2000 году в связи 2000 Христианства В.Н. Федоров на суд зрителей представил драму «Одиссея инока якутского» Драма была поставлена широкоизвестным российским театральным режиссером А.С. Борисовым и шла на сценах театров городов Якутска и Благовещенска. В городе на Амуре драма была поставлена в дни фестиваля «Благая весть», проведенного театрами Сибири, Дальнего Востока, Японии и Китая. Об этом событии Амурские газеты позже с восторгом писали: «Три дня, точнее — вечера, в течение которых на сцене Благовещенского театра шла «Одиссея инока якутского» стали днями потрясений и катарсиса для жителей города». Жюри фестиваля высоко оценила работу В.Н. Федорова и драма вышла победительницей фестиваля. У себя на Родине писатель В.Н. Федоров стал Лауреатом Государственной премии им. П.А. Ойунского Республики Саха (Якутия).

В.Н. Федоров закрепляя свой успех в области драматургии для детей написал пьесы «Похищение Века», «Большой бал для маленькой ведьмы» и т.д.

В.Н. Федоров известен и как способный переводчик. Знание быта и жизни народов Якутии позволяют ему удачно перевести на русский язык произведения писателей разных национальностей Н.Якутского, А.Сыромятниковой, Н. Абыйчанина, Улуро Адо, Н. Калитина и др. Переводческая деятельность помогает ему поглубже познакомиться с творческой лабораторией представителей разных народов, а также оттачивать свое писательское мастерство. Ныне В.Н. Федоров находится в зените своего таланта. Потому он не раз порадует читателей своими интересными произведениями. Интервью В.Н.Федорова о его увлечении шаманизмом.

Думаю, еще в раннем детстве многие мальчишки мечтают побывать в Африке, а кто-то и пытается тайком от родителей осуществить туда побег. Мне повезло, моя мечта сбылась. Путешествие организовали две турфирмы — московская и африканская — для продвижения своих туров в Сибирь и Якутию. Дело в том, что наши земляки пока очень мало и осторожно ездят в Африку, наверное, до сих пор помнят строки от Айболита «Не ходите, дети, в Африку гулять». Думаю, на меня пал выбор потому, что я профессиональный журналист и писатель, а также профессиональный фотограф. Мой фоторепортаж; и короткий отзыв о путешествии уже «висит» на сайтах этих фирм и развеивает страхи россиян.

А чем всё-таки объясняется ваше увлечение шаманизмом? Может быть, сказывается то, что вы были геологом, а значит, встречали в тайге шаманские захоронения-арангасы, о которых рассказывают множество легенд?

—  Не совсем так. Но я родился и вырос в поселке Таас Тумус (Каменный Мыс) на берегу Лены. В древности, скорее всего, этот очень заметный, врезающийся в реку мыс был сакральным местом. Рядом - местности Шаманская гора, Шаманские Кости. Все вокруг было окутано дымкой тайны, и я, первый ребенок, родившийся в Таас Тумусе, в шутку говоря, просто обязан был стать исследователем столь необычной среды. Да и позже, уже работая в газете «Якутия», я долгое время вёл рубрику «Аура», где рассказывал обо всём необычном и загадочном, о религиях, экстрасенсах и т.д. Так и приобщился к теме шаманизма. И не только к ней.

В советское время, как известно, религия считалась опиумом для народа, шаманизм - тёмным пережитком прошлого. Но интерес к вечным темам нельзя вытравить из человеческого сознания. И когда после перестройки появилась возможность заглянуть в иные сферы, я написал мистическую повесть «Сезон зверя», в Русском драмтеатре поставили мои пьесы - «Одиссея инока якутского» об иеромонахе-якуте с крейсера «Рюрик» - Алексее Оконешникове, затем - «Апостол государев».

Известное московское издательство «Вече», издающее серию «Великие тайны», заказало мне книгу о шаманизме. Чтобы обеспечить больший коммерческий успех, главный редактор настоял на включении главы о религии вуду, так увидели свет две книги «Тайны вуду и шаманизма».

Затем в Якутске одна за другой вышли «Служители трех миров» и «Воители трех миров». Книги эти оказались успешными, тиражи их быстро разошлись, и меня до сих пор осаждают просьбами достать хоть один экземпляр. Увы, их больше нет. Этот имидж «шаманиста» сделал меня известным в определённых кругах и в Интернете. Поэтому время от времени коллеги, в том числе и из других стран, обращаются за консультациями, комментариями, приглашают на какие-то мероприятия. Порой самые невероятные. Так, в 2009 г. я побывал в Гренландии на международном форуме по проблемам глобального потепления, куда, кроме учёных, пригласили шаманов и исследователей их сферы из разных уголков планеты. Из Якутии вместе с нами был эвенкийский шаман Савей.

Забавно, что на форуме обсуждали проблемы борьбы с глобальным потеплением, просили шаманов помочь в этой беде, и вот - второй год подряд Европу засыпает снегом, стоят необычные морозы. Может, это шаманы перестарались в своих попытках помочь учёным?..

—  Не пробовали ли вы камлать сами?

— И в голову не приходило. Конечно, у меня в рабочем кабинете немало шаманских амулетов, подаренных их носителями, в том числе даже бразильских. Есть и дарёный бубен, но я никогда даже не пробовал в него бить. Я писатель-исследователь, а не шаман. Для этого нужны особый дар и особая судьба. А бывать на камланиях настоящих шаманов, в том числе упомянутого Савея, мне приходилось неоднократно. Я был и свидетелем того, как они реально помогали людям.

—  Планируете ли вы и в дальнейшем своём творчестве обращаться к теме шаманизма?

— Практически написана пьеса о трагической любви и судьбе молодой шаманки в годы репрессий. Мечтаю написать исторический роман о шамане, который гармонизировал отношения людей с природой, людьми, с их внутренним миром. В древности каждый большой и настоящий шаман был проводником между мирами Вселенной и человеком, он был лекарем, идеологом, психотерапевтом. В основе язычества всегда лежала экологическая сущность: без нужды нельзя сломать деревце, вырыть яму в лесу, добыть дичи сверх того, что требуется для пропитания, - это считалось большим грехом. Христианство, на мой взгляд, подняло человека как личность, увеличило его самоценность, но несколько оторвало от природы. Поэтому не исключено, что в будущем человечество вернётся к обновлённому язычеству, сопряжённому с наукой.

Стремление понимать и чувствовать природу, жить с ней в гармонии - ведь именно к этому сегодня стремится человек. К слову сказать, в прежние годы, когда в нашей литературе главенствовал метод соцреализма, написать произведение, где главный герой был бы шаманом, а особенно показать его внутренний мир, было невозможно. Сейчас это вполне реально. Но, чтобы у читателей 8акЬа№\У5 не создалось впечатление, что Фёдоров «зациклен» на шаманизме, хочу сказать, что меня как писателя интересуют самые разные сферы сегодняшней жизни, а особенно увлекаюсь я историей России, Сибири и нашей родной Якутии — о них-то и пишется большинство моих стихов, пьес, очерков и рассказов.

— Владимир Николаевич, большое вам спасибо. А что бы вы пожелали нашим читателям в наступающем Новом году?

— Прежде всего — внутренней гармонии, доброжелательности и любви окружающего мира и общества, исполнения самых невероятных желаний. Не бойтесь мечтать, господа!

Справка:

Фёдоров Владимир Николаевич родился 31 марта 1951 г. в п. Таас Тумус Кобяйского района Якутской АССР.

Окончил геологическое отделение инженерно-технического факультета, заочное отделение Литературного института им. А.М.Горького.

Член Союза писателей России, Союза журналистов России. Академик Академии духовности РС(Я), заслуженный работник культуры РС(Я), лауреат Государственной премии РС(Я). Генеральный директор ОАО «Редакция газеты «Якутия».

Акберова Роксана 17 лет. Сангар