Пестеров В.И. Страницы истории авиации

В.И. Пестерев канд.истор.наук., доцент СГПА, ветеран авиации, Отличник Аэрофлота.

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ АВИАЦИИ

История создания и развития авиации неразрывно связана с историей появления первых самолетов в небе Якутии.

13 августа 1927 г. над Сангаром пролетела Северная воздушная экспедиция Осоавиахима под руководством Г.Д. Красинского в составе двух самолетов биплана «Савойя» и моноплана «Юнкерс-13».

15 сентября 1929 г. пролетел самолет «Юнкерс В-33» пилотируемый В.Л. Галышевым, вывозившей из района Булуна экипаж О.А. Кальвицы, после аварии.

7 марта  1930 г. экипаж Отто Артуровича Кальвицы вылетел из Якутска на самолете «Юнкерс В-33» в Булун для доставки медикаментов. В 1,5 км. от поселка горняков Сангар произошла первая авиакатастрофа в Якутии. В неравной борьбе со стихией погибли О.А. Кальвица, Ф.Ф. Леонгард, С.С. Карчевский.

Бюст О.А. Кальвицы установлен в п. Сангар.

По настоянию правительства Якутской АССР летчикам Полярной авиации В.Л. Галышеву и Н.Г. Неронену было поручено открыть круглогодичную линию Якутск-Тикси. 3 марта 1935 года два самолета марки «ПС-4» с бортовыми номерами Н-62 и Н-5 приземлились в Сангаре на льду первого озера. Выступая на митинге, собранном в честь прилета самолета, Виктор Львович Галышев сказал, что этим полетом положено начало воздушному сообщению между поселком Сангар и столицей республики городом Якутском.

В конце тридцатых годов на Лене, в районе электростанции, был построен гидроаэропорт, где садились гидросамолеты. Таким образом, до начала Великой Отечественной войны в п. Сангар действовал гидроаэропорт, оборудованный метео- и радиостанциями. Начальником порта был назначен К. Хабеев. Пятеро работников гидроаэропорта позже храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Среди них можно назвать Г. Токарева, Ф. Дунаева, П. Зарукина.

В июле 1945 г. было начато строительство аэродрома по проекту инженера Н.И. Жмаева в пяти километрах от поселка Сангар. Строительством руководил В.В. Шумов. Работы были завершены осенью того же года. На строительстве работала машина ГАЗ-2А – первая автомашина поселка, затем студебеккер (водитель Жданов В.Г.) и первый трактор ЧТЗ (тракторист Г. Карачугин).

Аэропорт принимал самолеты «Си-47», «Ли-2», «По-2». Начальником вновь построенного аэропорта в 1940-е г. был назначен Е.Ф. Аристов.

В июне 1945 г. аэропорт был признан одним из хорошо подготовленных к приему самолетов. Е.Ф. Аристов был награжден знаком «Отличник Аэрофлота».

В 1947 г. приехали первые синоптики Г.Д. Пустовайт и Н.С. Рагулина. С 1948 года технику обслуживали авиатехники Н.В. Миронов, В.П. Лобачев, авиамеханик П.Р. Токарев во главе с инженером А. Скорыниным. В 1950 г. начали работать радисты Н. Чижиков и Г. Свиридов. В 1951 г. прибыл первый авиадиспетчер Д.Е. Смирнов, а его жена Н.С. Шветова стала работать первым фельдшером медпункта аэропорта.

В 1952-1953 гг. в аэропорту базировались три самолета «Б-20» и «Б-25», производившие аэрофотосъемку.

В 1954 г. в аэропорту Сангар базировался самолет «Як-12»,  выполнявший летом лесопатрульные полеты и рейс по маршруту Сангар-Кобяй. Самолет пилотировали Н. Рожков, В. Каспрук. В 1955 г. аэропорт Сангар был занесен в книгу Почета Якутской авиагруппы.

Для улучшения внутрирайонного обслуживания с декабря 1959 г. были закреплены два самолета «Як-12», пилотами летали В. Каспрук и В.В. Лебедев.

Добрую память оставил о себе начальник Кобяйской авиаплощадки Виталий Петрович Липинский, именем которого названа одна из улиц п. Кобяй.

С августа 1960 г. аэропорт Сангар был закреплен за Жиганским авиапредприятием. Базировались самолеты «Як-12» и «Ан-2»,  выполнявшие регулярные рейсы по району. Привозили почту, груз, выполняли патрулирование леса и санитарные рейсы. Начальником аэропорта был назначен военный летчик А.В. Кашин, награжденный многими орденами и медалями. В эти годы коллектив аэропорта неоднократно выходил победителем социалистического соревнования. Были награждены знаком «Отличник Аэрофлота» П.Р. Токарев, В.Ф. Перфирьева, В.В. Германов, А.Г. Лобачева.

В 1963 г. создано звено «Ан-2», командиром звена был назначен Г.Ф. Лычовкин. Командирами самолетов работали В.А. Заболоцкий, А. Дорошенко, А. Баринов; штурманом М.Б. Губарев; вторыми пилотами Б. Шепилов, М. Шевкун и другие.

В 1967 г. орденом Ленина был награжден начальник метеостанции В.С. Луговской.

В 1974 г. начал действовать диспетчерский радиолокатор. С 1976 года начальником аэропорта был назначен Г.И. Маметьев. В 1977 г. в зимнее время на реке Лене был подготовлен ледовый аэродром, на котором приземлялись самолеты «Ан-2».

В 70-80-гг. выстроен новый поселок для работников аэропорта, численность которых достигла 370 человек, клуб на 300 мест, открыт промтоварный магазин и отделение связи.

В августе 1981 г. с целью улучшения обслуживания района, для обеспечения нужд СНГРЭ, рыбозавода, совхозов на базе звеньев вертолетов «Ми-8» и самолетов «Ан-2» была создана Сангарская отдельная авиаэскадрилья, руководимая Н.Н. Зерновым, затем А.Т. Мыслявчуком, с 1987 по 1993 гг. руководил И.Г. Шаповал.  Аэропорт круглогодично принимал самолеты «Ан-24», «Ан-26», «Л-410», «Ан-2», вертолеты «Ми-6», «Ми-8», «Ми-2». Самолеты «Ан-2» выполняли рейсы согласно расписания во все населенные пункты района. География полетов  вертолетов Ми-8 по обслуживанию заказчиков, кроме Кобяйского, охватывала Ленский, мирнинский, Оленекский, Булунский, Верхоянский, Алданский, Олекминский районы. Летние месяцы летали в две-три смены, налет на одну машину составлял 15-20 часов в сутки. Пассажиров перевозилось до 50 тысяч человек в год. Это были лучшие годы в деятельности аэропорта Сангар. Внедрена автоматизированная система по продаже авиабилетов.

Жили дружной семьей и трудились представители 17 национальностей. Привлеченные романтикой воздушного транспорта профессию авиатора освоили и успешно работают многие выходцы нашего улуса. Летали пилотами и бортмеханиками Слепцов Н.Д., Макаров Н.,  Привалихин Ф.,  Аргунов Н., Иванов Ю, техниками и инженерами Соловьев И.Д., диспетчерами Привалихин А., Аргунов Г. Иванов Ф. и многие другие. Трудились семейные династии авиаторов Токаревых, Привалихиных, Чертковых, Кузнецовых, Шевцовых, Сергеевых, Зайцевых, Луговских, Лобачевых, Свиргун, Унт, Крючковых  и.т.д. В аэропорту Сангар по окончании Кременчугского летного училища начал свою летную деятельность  Васильев Ф.Д., ныне командир вертолета Ми-8, пилот первого класса, Почетный работник авиации Якутии.

В связи с ликвидацией в 1989 г. СНГРЭ резко снизились объемы авиационных работ. Перестроечные реформы также отрицательно сказались в работе аэропорта. Авиаэскадрилья была расформирована, в 1995 г. были уволены по сокращению штатов последние два экипажа вертолета Ми-8.

С августа 1995 г. начальником аэропорта работал С.П. Токарев. В настоящее время работает  начальником С. Громовской.

 

ЛЕТЧИК КАЛЬВИЦА: ПОЛЕТ В БЕССМЕРТИЕ

Отто Артурович Кальвица был отозван из отпуска, предоставленного после Северного перелета в связи  с тем, что нужно было подготавливать к полетам молодых летчиков Якутской гидролинии. Нужно было их тренировать, провезти по маршруту, т.е. слетать с ними по линии Иркутск-Якутск, показать наиболее сложные участки маршрута. О.А. Кальвице как наиболее опытному пилоту правлением «Добролета» была доверена летная подготовка новичков. В январе 1930 года был подготовлен и допущен к самостоятельным полетам на самолете «Юнкерс В-33» пилот Л.М. Порцель, а в феврале О. Кальвица дал «добро» на самостоятельные полеты на самолете «Ю-13» летчику У.К. Бергстрему, вместе с которым в 1918 г. бежал из Гельсингфорской тюрьмы. Обучая молодых пилотов Отто Артурович занимался и обычной работой линейного пилота Якутской гидролинии.

21 февраля О. Кальвица вместе с бортмехаником Ф.Ф. Леонгардом произвели два испытательных полета самолета «Юнкерс В-33» после ремонта. В этот же день из Москвы в Иркутск поступила очередная телеграмма:

«Иркутск «Добролет» Подтверждаю распоряжение Анвельта передачи самолетов Якутске распоряжение ГПУ Погодин».

4 марта О. Кальвица вместе с бортмехаником Леонгардом прилетели из Иркутска в Якутск. Утром 5 марта О. Кальвицу вызвали в Областной отдел ОГПУ, разъяснили ситуацию, возникшую в Булуне. Там был ликвидирован мятеж Северным отрядом войск ОГПУ под командованием А.С. Доли и М.Д. Риу. Для оказания быстрой медицинской помощи раненым чекистам необходимо было срочно доставить в Булун медикаменты и врача, а также рацию с радистом в Жиганск для обеспечения связи при обратном полете из Булуна в Якутск.

7 марта 1930 г. в 09 часов утра местного времени вылетели из Якутска на самолете «Юнкерс В-33» №176 на Булун, взяв на борт радиста С.С. Карчевского и 206 кг. груза.

О катастрофе самолета, происшедшей 7 марта 1930 г. рассказывали очевидцы. В контору Сангарских копей прибежал рабочий Мухаммед Темиргалов и сообщил, что на реку «упал аэроплан». Находившиеся в конторе несколько рабочих и служащих побежали на реку – к месту катастрофы самолета. Примерно на расстоянии полутора километров северо-западнее Сангарских копей увидели какой-то черный предмет неопределенной формы, а когда подбежали ближе, увидели самолет, разбитый на две части.

Чтобы у читателя создалась ясная картина этой трагедии, мы полностью приводим текст официального документа, составленного комиссией сразу же после осмотра места аварии самолета. В состав комиссии вошли начальник отдела эксплуатации СВЛ В.А. Морзон, уполномоченный ОГПУ П.А. Луферов, зам. управляющего Сангарских каменно-угольных копей Л.Г. Поликарпов, старший милиционер 2-го Якутского округа И.Я. Епифанов и заведующий Якутской конторой Госстраха И.А. Ершов.

«Акт расследования аварии самолета

Составлен 13-14 марта 1930 г. Место составления – Сангар-Хая (350 км севернее Якутска) [так в тексте – правильно 241 км.]

  1. Наименование происшествия – катастрофа
  2. Время происшествия:- 1930 г.марта 7 дня, 10 час.30 мин. Местного времени.
  3. Описание происшествия: Самолет подошел к п. Сангар, на высоте 600-700 м. сделал над рекой два круга, снижаясь и видимо, выбирая место для посадки, т.к. лететь дальше из-за погоды было трудно.

 На высоте 70/100 метров сильным ветром (порывом) самолет резко бросило вниз на нос; бортмеханик, будучи не привязанным, был при резком броске самолета выброшен за борт и упал на лед, выпадая, очевидно, задел штурвал и уклонил его вперед, самолет перешел в резкое почти вертикальное пике, пилот не смог вырвать (выпрямить) самолет и последний на скорости врезался в землю. Первый удар пришелся на правое крыло и на мотор и самолет был с силой перевернут на спину. Силой первого удара хвостовая часть от пассажирской кабины оторвана и отброшена назад».

Эта же версия была изложена в рапорте В.А. Морзона, направленном начальнику Восточно-Сибирских воздушных линий, 21 марта 1930 г. с данными аэрологических и метеорологических наблюдений на 6-7 марта того года и описанием места катастрофы самолета

Выйдя в хорошую погоду из г. Якутска при ветре силой 1-2 метра в секунду пилот Кальвица постепенно встречал на маршруте усиливающийся ветер и увеличиваущуюся облачность. При подходе к Сангару все небо было закрыто облаками, ветер стал необычайно сильным и порывистым, можно было ожидать начала урагана. Подойдя к Сангару и увидев чистую от торосов площадку, имея перед собой населенный пункт и ожидая начало пурги, Кальвица решил садиться и, снижаясь, сделал два круга. На высоте около 100 м самолет резко бросило вниз и на нос, при броске самолета Леонгард, будучи не привязанным, был выброшен, причем зацепился за штурвал и уклонил его вперед, переведя окончательно самолет в пике.

При малой высоте и значительной нагрузке выровнять самолет не было возможности и он врезался в землю.».

Вместе с О.А. Кальвицей погибли Ф.Ф. Леонгард и радист С.С. Карчевский.

Отто Артурович Кальвица родился 1 декабря 1889 г. в Финляндии. Участвовал в революционном движении. Вступил в социал-демократическую партию Финляндии, затем в ВКП (б). Был арестован и приговорен к 10 годам тюрьмы, откуда убежал и прибыл в Петроград. В Петрограде поступил в Финский авиаотряд-школу, по окончании которой принял участие в гражданской войне. В 1921 г. стал начальником гидроотряда. Затем участвовал в Северном перелете. С 1926 г. стал летчиком «Добролета» и совершал полеты по Монголии и Якутии.

Франц Францевич Леонгард, венгр по национальности, был убежденным революционером-большевиком, членом ВКП (б). Активный участник Венгерской революции, приговоренный к смертной казни после ее поражения, был обменен Советским правительством на трех белогвардейцев. Всегда подвижный, горячий, он был душой экипажа. По воспоминаниям И.К. Пляскина – начальника Якутской станции «Добролета» Франц Францевич обычно, здороваясь, всегда говорил с улыбкой: «Каковы Ваши делов». Он был великолепным и опытным механиком. Сложный ремонт самолета СССР № 176 зимой в Якутске, при отсутствии самого элементарного оборудования, был выполнен благодаря умению и мастерству Ф. Леонгарда. Он буквально дневал и ночевал в мастерской, выискивая и вытачивая каждый болт, заклепку. Вместе с О. Кальвицей прошел воздушный путь от бухты Лаврентия до Булуна. В «Добролете» работал с 1925 г., на Якутской гидролинии с 1928 г.

Сергей Сергеевич Карчевский родился в 1903 г. в Ельце Орловской губернии. В годы гражданской войны добровольно вступил в Красную Армию и активно боролся против банд Деникина. Служил радиотелеграфистом в Якутске.

Имя О.А. Кальвицы присвоено поселку рыбаков на левом берегу реки Лена