Комментарии к повести Владимира Федорова "Сезон зверя"

Мужское чтиво

Мнение читателя

 

В этой повести, я думаю, наблюдается сплетение веропочитаний нескольких национальностей. Например, мы, якуты, с испокон веков до глубины души поклоняемся  матушке – природе, потому что необъяснимые внутренние природные силы иногда вдруг под разным обликом «выходят наружу».

Вот почему не только наши предки, но и современные охотники, рыболовы в обязательном порядке сначала «ублажают» алгысом и едой Властелина тайги, богатого Баяная. Просят поделиться лесными дарами и вернуться домой с добычей. Такое искреннее поверье в духе природы у якутов распространяется на всю окружающую нас среду - эйгэ, то есть это почтительно уважительное отношение к живой и неживой природе автором удачно показывается через почитание разных духов, в том числе Баяная.

Мы это видим в эпизоде доверчивого кормления девушки Веры медвежонка сахаром. Она привыкла кормить с ладони просунутый через щель у входа палатки щенка, а медвежонок, как и щенок, осторожно слизал сахар, в ведь мог откусить всю кисть. Значит, зверь почувствовал добро, исходящее от этой нежной девичьей руки. Автор этим самым подчеркнул, что дух природы на добро злом не отвечает.

Автор повести очень достоверно показывает обычаи, поверья, легенды, не только народа саха, но и других северных народов, а также русских и иностранцев, в лице молодого биолога – коллекционера бабочек.

Мы увидели правдоподобную историю, превращения отца Степана, Порфирия, в вампира: он в голодный год, не поверил народному поверью, съел мяса медведя – людоеда. Маленький Степан тоже не устоял от соблазна и это сделало его несчастным и озлобленным на всю мир.

Так что, я верен, Владимир Федоров через эти образы людей – оборотней предупреждает, что не надо бездушно относиться к природе: зло, нанесенное ей, она не прощает. (да, мы знаем, природа мстит бездумным действия и людей разными природными катаклизмами).

Вот почему мне хочется сказать, что эта повесть Владимира Федорова «Сезон зверя» есть предупреждение ко всем, кто урвать, запахать, утащить побольше к себе.

Приход транскрила – 278 на землю, разумеется, случай из области фантастики, но имеет глубокую философскую обоснованность. Я почувствовал притягательность сюжетной мысли в переплетении реальных и нереальных событий, происходящих между транскрилами и людьми из этой книги. Если связать жизненный устой трех медведей – оборотней с современными людьми и окружающих их экологией, то можно сделать далеко идущие выводы.

Представьте себе, губительное отношение к природе, к окружающей нас экологии настолько жестоко и губительно что без помощи небесных «обитателей» невозможно восстановить ее целительную чистоту. Вот почему автор, я думаю, указывает единственный путь исправления ошибок, содеянных двуногими зверями, - это чистая любовь. Именно любовь как единственный правильный ориентир  проходит красной нитью через все повествование книги. Только она поможет сохранить все живое на Земле.

Я в своем кратком анализе пришел к выводу, что эта повесть глубоко философская, социально – психологическая. С другой стороны, автор указывает, что жизнь на земле хрупка, она легко ранима, а восстанавливается с трудом через века. (Я назвал роман повестью, потому что здесь явно прослеживается присутствие третьего лица).

 

Иван Ионов, Учитель учителей, действительный член Географического общества,

член объединения «Кинигэҕэ сүгүрүйээччилэр» Мукучинской модельной библиотеки

 Усть - Алдан,  с. Кылайы. 2016 . 29 апреля

Перевела Анна Дорофеевна Иванова, член творческого объединения «Уран тыл умсулҕана».

Материал подготовила Им И. Н., библиотекарь