Игнатьева В.Б.Ваятель истории

В.Б. Игнатьева

канд.ист.наук, рук. центра ИГИ АН РС (Я)

 

            Живет среди нас необычный художник, который всю жизнь стремится сделать окружающий нас мир прекрасным и одухотворенным посредством эстетики монументальных произведений. Многие уголки нашей республики украшают его скульптурные композиции – исторические памятники и архитектурные ансамбли, ставшие их своеобразными «визитными карточками». Создатель этих достопримечательностей – Петр Алексеевич Захаров, патриарх скульптурной школы Якутии,  народный художник и заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия).

Примечательно, что свое предназначение художника он видит в том, что его искусство является  по сути связующим элементом общения поколений разных исторических эпох, рассеянных во времени и пространстве, так как прежде чем ответить на вопрос: «Что с нами будет?», необходимо найти ответ на вопрос: «Что с нами было?».  Не удивительно, что основной  темой своего творчества, над которой он работает многие годы, П.А.Захаров выбрал легендарные образы непосредственных творцов истории, обессмертивших свое имя в народной памяти. Об этом можно судить по всем творениям скульптора, которые  предстают перед нашим взором не только как беспристрастное свидетельство неповторимых событий и фактов прошлой истории  Якутии, но и как олицетворение единства и неразрывности времен, непрерывности  исторической судьбы прошедших и будущих поколений. 

Достаточно перечислить портреты П.А.Захарова, составившие  замечательную  галерею созданных им художественных образов, это – памятники-бюсты выдающихся исторических личностей, стоявших у истоков государственности Якутии: М.Аммосова в с.Нам, П.Ойунского в г.Якутске, С.Аржакова в г.Вилюйске и с.Чинекя, председателя Центросибири  Н.Яковлева в г.Олекминске, командира национальной роты ЧОН И.Алексеева в с.Майя, уполномоченного Якутского губернского ревкома по северным округам В.Котенко в п.Зырянка, Героя Советского Союза Ф.Попова в с.Майя и с.Сымах, матери 5 воинов-якутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны  Ф.Малгиной, народных писателей и поэтов Якутии: А.Софронова-Алампа,  Н.Мординова-Амма Аччыгыйа, В.Новикова-Кюннюк Урастырова, И.Гоголева, В.Яковлева-Далана, С.Тарасова, Т.Сметанина, композитора М.Жиркова, сельской учительницы Р.Дьяконовой и др.

Прославлению истории дорогого его сердцу  Отечества также посвящены многие монументальные произведения скульптора, среди которых выделяются памятники гениальному поэту-мыслителю, основоположнику якутской литературы А.Кулаковскому-Ексекюлээх Елексею в с.Ытык-Кюель, русскому писателю и вождю революционного движения в России Н.Чернышевскому в г.Вилюйске, герою гражданской войны в Якутии И.Строду в с.Сасыл-Сысыы, Герою Советского Союза Ф.Охлопкову в с.Ытык-Кюель,  советскому политическому деятелю Г.Чиряеву в г.Вилюйске, борцам за власть Советов, погибшим в годы гражданской войны в с.Майя, воинам-землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в с.Абага, надгробные памятники А.Кулаковскому на Даниловском кладбище в Москве, ученому-историку Г.Башарину в г.Якутске и др.

Показательно, что поклонники творчества П.А.Захарова среди достоинств его произведений, наряду с  художественными, отмечают и их  ценность в плане как познавательном, так и эмоциональном. Несомненно, это связано с тем, что каждая его работа, воплощенная в станковой или монументальной форме, посвящена знаменательным событиям для истории и культуры определенной местности республики и, соответственно, приобретает особое значение в глазах их современных жителей. Действительно, даже их архитектурный облик, конструктивное решение в целом, это как  напоминание о былых страницах истории края, о  гражданских чувствах, светлых мечтах и делах героев, что  дает нам возможность познать дух ушедших эпох именно таким, каким они были. На мой взгляд, нет необходимости доказывать, что эта материализованная память, воплощенная в скульптурах П.А.Захарова, пробуждает интерес к истории  Якутии и способствует формированию духовности многонационального народа республики.

            Следует также сказать, что оригинальные произведения  художника, пронизанного романтикой исторического времени,  не только удачно вписались  в контекст  формирующегося архитектурного образа столицы Республики Саха (Якутия)  – г.Якутска, но и стали одним из символов, отражающих культурно-исторические особенности  старейшего города  Сибири, административного, политического, экономического, культурного, научного, образовательного центра северо-восточной части страны, важнейшего транспортного узла Азиатской России.

П.А.Захаров – автор мемориального комплекса «Ветер истории», посвященного национальной гордости якутского народаП.Слепцову-Ойунскому и воздвигнутого специально перед зданием  Саха академического драматического театра, носящего его славное имя. Архитектурный ансамбль представляет собой почти четырехметровый бронзовый монумент героя на гранитном постаменте, стоящий на фоне стилизованной металлической арки, символизирующей его величественный путь к бессмертию. По общему мнению, памятник Ойунскому вполне отражает духовную силу великой личности, жившей  в бурное и беспокойное время крушения старого и создания нового мира,   пульсация которого передается через выразительный облик, позу и объем скульптурной фигуры. Арка, исполненная по проекту А.Ермолаева, украшена пластинами с фрагментами текстов Олонхо Ойунского, что обеспечивает стилевую связь архитектурной композиции  в целом.  Удивительно совпадение стиля «постмодерн», в котором ничто не существует вне текста, с семантикой традиционного эпического наследия  якутов –  своеобразного знака, «кода» их культуры, несущего благословление древнейшего народа. Примечательно, что «Ветер истории» П.А.Захарова воспринимается не только как дань памяти и уважения человеку, которому отводится исключительное положение в национальном пантеоне, но и как олицетворение национального характера государственности Республики Саха (Якутия), создателем и руководителем которого и был П.Ойунский.

Многие работы скульптора, в том числе  «Портрет якута»  из гранита, скульптурные композиции «Завещание» и  «Прощание» из бронзы,  памятники-бюсты известных людей Якутии вошли в коллекцию таких прославленных хранилищ художественных ценностей, как  Государственная Третьяковская галерея в Москве, Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Музей изобразительных искусств им. М.Габышева, Литературный музей им. П.Слепцова-Ойунского и др. Его памятник «Девушка  с чороном» установлен в столице Кыргызстана – г.Бишкек.

Много собственного таланта, энергии и времени П.А.Захаров посвящает начинающим скульпторам и делает это не только из-за призвания педагога, но и настоятельной внутренней потребности истинного художника. С 1974 г. он бессменно работает преподавателем в Якутском художественном училище им.П.П.Романова и в течение этих долгих лет продолжает передавать своим ученикам и глубокие академические знания, полученные им в Якутском музыкально-художественном училище, творческих мастерских Художественного фонда РСФСР, скульптурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Репина в Санкт-Петербурге, и  богатейший профессиональный опыт постижения тайн такого чрезвычайно трудоемкого процесса, как создание скульптуры. Он не устает сравнивать их рождение с рождением ребенка – настолько долог и труден путь от эскиза задуманного шедевра до его воплощения в жизни, а технология производства  всегда требует от художника упорной, кропотливой и тончайшей работы. По признанию коллег, во многом благодаря его усилиям, как скульптора и педагога, создана современная скульптурная школа Якутии.

Сегодня П.А.Захаров по-прежнему неутомим, полон оптимизма, интересных  планов и, самое главное, продолжает много работать. Это значит, что в скором времени он представит на суд зрителя свои  новые творения – пластически высказанные мысли настоящего патриота-ваятеля, которые по достоинству будут оценены  современным и будущим поколением якутян.