Игнатьева В.Б. Творец искусства

В.Б. Игнатьева

канд.ист.наук, рук. центра ИГИ АН РС (Я)

 

Есть среди нас удивительные люди, которые благодаря не столько своим многочисленным прирожденным талантам, но, прежде и более всего,  благодаря своему неутомимому и бескорыстному служению  во имя и благо человека и общества, достойны сравнения только с таким великолепным и непревзойденным произведением живой природы, как драгоценный алмаз. Как яркие и сверкающие лучи, исходящие от этого каменного самоцвета, так и эти замечательно чистые и светлые люди украшают нашу Землю, делают жизнь окружающих радостным и оптимистичным. К таким людям, бесспорно, относится и Андрей Саввич Борисов – актер и режиссер, педагог и наставник, общественный и государственный деятель, гуманист, просветитель и подвижник в самом широком значении этих слов.

По признанию самих современников, одной из важных ипостасей такой разносторонней личности, как он, является его поистине божественное призвание Творца Искусства – живого и прекрасного,  Созидателя одного из вечных храмов его бытия – национального театра Олонхо. Достаточно только отметить, что потрясшие зрителей всего мира спектакли А.С.Борисова –«Желанный, голубой берег мой» по повести Ч.Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» (отмечен Государственной премией СССР в 1986 г.), «Король Лир» по одноименной трагедии У.Шекспира (отмечен Государственной премией Российской Федерации в 1999 г.),«Кудангса Великий» по повести-преданию П.Ойунского (отмечен Национальной театральной премией России  «Золотая маска»  в 2002 г.), триумфально вошли в «золотой» фонд театрального искусства  Якутии и России. Многие спектакли, поставленные им по классическим произведениям якутской, русской и мировой литературы на сцене Саха академического драматического театра им. С.Омоллоона, как «Мной оставленные песни» по произведениям П.Ойунского,«Споткнувшийся» по пьесе А.Софронова,  «Свободы жаркий день»  по драме  «Перед восходом» Д.Сицева-Омоллоона,«Алампа, Алампа…» по драме Н.Лугинова, «Николай Дорогунов – дитя человеческое» по повести П.Ойунского,«Женитьба» по комедии Н.Гоголя,  «Чайка» по  пьесе А.Чехова, «Добрый человек из Сезуана» по  драме Б.Брехта и др., составляют основу постоянного репертуара этого прославленного театра и вносят огромный вклад в формирование духовности якутского общества. Благодаря его таланту также появились такие интересные  постановки на сцене МХАТ им. М.Горького – «Прощание с Матерой» по роману В.Распутина, Русского драматического театра им. А.Пушкина – «Три разговора» по «Повести об Антихристе» В.Соловьева и «Одиссея инока якутского»  по драме В.Федорова, Государственного театра оперы и балета им. С.Омоллоона – «Ньургун Боотур Стремительный» по одноименному якутскому героическому эпосу и «Борис Годунов» по драматической поэме А.Пушкина, вызвавшие неподдельное внимание театрального мира и широкой публики.

С одухотворенным творчеством А.С.Борисова, основанным на органичном сочетании традиционной народной культуры и профессионального искусства, неразрывно связаны  не только звездное восхождение Саха академического драматического театра, руководимого им с 1983 г., на небосклон мирового театрального искусства, но и  непрерывное движение режиссера и труппы к новой эстетике – национальному театру Олонхо. Сегодня ни у кого нет сомнений в том, что сценическое воплощение таких выдающихся произведений, как поэма  «Сон шамана» А.Кулаковского, повести-предания «Кудангса Великий» П.Ойунского и  героического эпоса«Кыыс Дэбэлийэ», помогло определить магистральные пути развития культурной традиции и национального самосознания народа саха. Не случайно эта великолепная триада художественного эпического мира якутов обостряет сознание истории: здесь и провидческие  размышления о судьбах мира и народов, глобальных планетарных событиях и их трагических коллизиях, и этнический идеал, отражающий тысячелетнюю народную мудрость и его духовный универсум, гуманистическую идею и жизнеутверждающую философию, ценностиродной священной земли,  торжества добра над злом, нового над старым и т.д.   Именно поэтому, и в современное время, якутский героический эпос воспринимается как живое и актуальное явление, а Олонхо  по праву ставят в один ряд с самыми величайшими творениями человечества. Это вселяет надежду и дает уверенность в том, что мысли и идеи национального по форме и общечеловеческого по сути духовного мира  театра Олонхо не только будут  способствовать сохранению  коллективной памяти народа, раскрывающей своеобразие и неповторимый стиль якутской культуры, но и придавать необходимый импульс дальнейшему  развитию профессионального искусства  Республики Саха.

В указанном контексте весьма примечательным и  знаменательным выглядит другая, не менее важная ипостась А.С.Борисова – мудрого Учителя и духовного Наставника коллектива Саха академического драматического театра, представленного разными поколениями выпускников Театрального училища им.М.Щепкина. Не секрет, что в театральной практике самым сложным является достижение гармоничного диалога режиссера и актерского сообщества, поскольку  успех любого коллектива слагается в результате не только  трудолюбия  всех его членов, но также и объединения индивидуальных дарований в содружество единомышленников, вдохновленных общей идеей, общим ориентиром и общими планами. Надо особо отметить, что и на поприще режиссера-педагога А.С.Борисов достиг желаемой цели, сумев создать  блестящий актерский ансамбль, талантливая игра которого еще больше обогащает его замысел постановщика и делает все  спектакли этого театра смелыми, неожиданными и запоминающимися. Подобно величайшим художникам академической сцены, он может гордиться тем, что все его актеры – и корифеи, и новички, это неоценимое богатство, которое приносит заслуженную славу не только имени Борисова, но и славу всему театральному искусству  Якутии. Вероятно, в том, что состоялся такой знаменательный синтез режиссерского и актерского искусства, не последнюю роль сыграло и то, что он, как и многие другие режиссеры, начинал свою театральную деятельность как артист, дебютировав в 1974 г. в роли  Исправника в драме «Сайсары»  Д.Сивцева-Омоллоона.

Характеристика А.С.Борисова как  блистательного мастера не будет полной, если не упомянуть о том, что именно он вывел на творческую тропу молодое поколение якутян, став инициатором, организатором и ректором Арктического государственного института культуры и искусств. По его видению, этот уникальный институт призван не только осуществлять образовательную и научно-исследовательскую деятельность в различных формах и видах, но и стать духовно-нравственным центром развития культурных и духовных традиций народов Севера. Редчайший дар нашего героя – умение везде и всегда создавать незабываемую атмосферу созидания, является также гарантом того, что уроки в этой художественной мастерской станут  своеобразным факелом, от которого обязательно зажгутся новые искры, новые таланты, новые имена и новые судьбы в якутском искусстве.

            На наш взгляд вполне закономерно, в лучших традициях Олонхо, неутомимым пропагандистом которого является А.С.Борисов, представить его следующую ипостась как храброго Защитника и верного Хранителя универсального наследия народов Якутии. Эту ответственную миссию он возложил на свои плечи еще в 90-е годы прошлого столетия в качестве президента  Союза общественных организаций и граждан Якутии «Саха омук», позже – в должности министра культуры и духовного развития Республики Саха, президента члена постоянного совета министров культуры Международной организации тюркоязычных стран «ТЮРКСОЙ» и Высшего совета Международного Евразийского Движения. Как никто другой понимая, что Якутия является единственной колыбелью уникальной самобытной культуры ее коренных народов, особую заботу А.С.Борисова, как государственного мужа, стали проблемы их  дальнейшего сохранения и развития в условиях экспансии  ценностей современного общества. Естественно, что и главной целью своей  просветительской работы и культурного подвижничества, как общественного деятеля, он поставил  духовное возрождение родного края и его многонационального народа, поскольку формирование культурного облика общества во многом зависит от позитивной энергии  людей, их веры в идеалы мира и дружбы, согласия и солидарности, гуманизма и прогресса, их надежды в счастливое и прекрасное будущее.

Основные приоритеты грандиозных проектов А.С.Борисова общеизвестны и бесспорны: неуклонное расширение культурного потенциала республики, помощь и поддержка сферы массовой культуры и профессионального искусства, создание благоприятных условий для воспитания подрастающего поколения и становления свободной,  гармонично развитой личности. Принципиальность, решимость и последовательность Борисова-политика в достижении поставленных задач, неисчерпаемость  творческих планов Борисова-режиссера  дают основание утверждать, что Республика Саха (Якутия) уже сегодня имеет все предпосылки новым творческим центром человеческой цивилизации, местом средоточия  отечественной и мировой театральной и культурной  жизни XXIвека.